KZ

Главная страницаСлужить людям
Искра Света
Искра Света
12 августа 2013    Автор / Маркус Н.Н. Преподаватель гуманитарных дисциплин ГК «Самопознание» ГРЧ.

«В каждом ребенке есть своя искра,которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца».

Януш Корчак

 Каждый из нас хранит в своем сердце воспоминания о людях, чьи судьбы выбивают нас из обыденности существования, возносят мысли над повседневностью, заставляют задуматься о высших жизненных стремлениях. Встречи с такими людьми порой происходят неожиданно, нам даже может показаться – случайно, они пробуждают нашу душу, тревожат ее, а затем оставляют в нас прекрасное, ни с чем несравнимое ощущение. Это ощущение не просто передать словами, но его хочется хранить и лелеять в своем сердце, нести его как драгоценную Искру Света через всю свою жизнь.

Для меня такой встречей – встречей сквозь века – стала история жизни Януша Корчака, польского гуманиста, врача, педагога, автора замечательных книг о детстве, ребёнке, его воспитании, о взаимоотношениях взрослых и детей, о педагогике.

«Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей». Эти слова Альберта Лиханова, лауреата Международной премии имени Януша Корчака, сказаны во вступительной статье к книге «Как любить ребенка», ставшей, пожалуй, главной в литературном творчестве Корчака. Главной потому, что в ней раскрывается, ведущая педагогическая идея Корчака, пронизывающая не только его взгляды, его профессиональную и общественную деятельность, но и всю его жизнь, вплоть до последнего часа бытия. Это идея Любви к ребенку.

«Я хочу научить понимать и любить ребенка чудного, полного жизни и светлой, озаряющей, неожиданной радости…» писал Корчак в своем произведении. «Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой».

Педагогику Януш Корчак понимает как науку о Человеке.  «… Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого – подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние.

Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…». Из последнего тезиса вытекает требование к матери, воспитателю изучать ребенка – иметь «зоркую мысль, ибо никакие книги не могут заменить собственного внимательного и любовного наблюдения-размышления над каждым днем жизни дитяти». Корчак был далек от «лицемерной тоски по совершенным детям», он призывал и требовал: «Дайте условия, чтобы дети вырастали более хорошими».

Актуальна ли педагогика Корчака в наши дни или она безвозвратно ушла в прошлое? Хватает ли нам любви к детям, хватает ли самоотверженности – родительской и педагогической? Не вымещаем ли порой на ребенке свои обиды, умеем ли любить чужих детей? Осознаем ли мы ребенка как духовное существо, в чем видим смысл воспитания и вообще – смысл жизни? Эти вопросы ставил перед собой и перед обществом польский педагог – гуманист в начале ХХ столетия, ставит их и сегодня перед нами наша жизнь.

 Сделав смыслом своей жизни служение детям, Корчак прошел свой путь от гуманной медицины к гуманной педагогике. Более трех десятилетий он возглавлял варшавский «Дом сирот», жил в интернате, среди детей; отказавшись от предложений о побеге и спасении, Януш Корчак вместе с двумястами своих воспитанников прошел достойно последний путь – к гибели в газовой камере фашистского концлагеря.

Говоря словами А. Лиханова, «Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в ее гуще. Сиротство….  требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих стоиков и гуманистов. Януш Корчак первый из  них, но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности».

Невольно примеряя на себя его жизнь, его служение, задаешь себе вопрос, а как бы я? Смогла бы? Не знаю ответа. И, думаю, Януш Корчак не спрашивал себя об этом, сидя в тишине в своем кабинете. Он просто жил, работал, творил в соответствии со своей главной идеей, и на пороге вечности сделал свой человеческий выбор, явив тем самым пример великой общечеловеческой ценности – бескорыстной Любви к Человеку!

Источник:

Януш Корчак. Как любить ребенка.– Издательство "Книга", 1980

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.