KZ

Главная страницаСлужить людям
Гуманность – главная ценность человека
Гуманность – главная ценность человека
17 марта 2016    Автор / Бегалинова Д., студентка 3 курса специальности «Социальная педагогика и самопознание» ПГПИ, г. Павлодар

Известно, что гуманизм, выраженный в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество прежде всего через нравственность, мораль и право. Ядро общечеловеческого содержания морали составляют идеи гуманизма. Они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, воплощаясь в нравственном сознании.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра – вокруг человека.

Часто люди говорят между собой о человечности, порой до конца не понимая, что подлинная человечность – это любовь к детям!

С момента возникновения педагогической профессии за учителем закрепилась гуманистическая воспитательная функция. Можно сказать, что гуманистическая направленность личности педагога заключается в единстве личностных и профессиональных качеств, в основе которых лежит способность реализовывать принцип гуманизма, детерминирующий его гуманистическое мировоззрение.

Известно, что первые выдающиеся педагоги-гуманисты появились в эпоху Возрождения (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский). Их идеи получили свое развитие во взглядах выдающегося чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского. Он говорил, что учителями должны быть люди честные, деятельные и трудолюбивые; они должны быть живыми образами добродетелей и прививать их другим. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существования, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Л.Н. Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, находящее свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет любовь только к делу, – писал Л.Н. Толстой, – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочитал все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Новый путь в гуманизацию образования проложили учителя-новаторы, Ш.А. Амонашвили, Ю.Г. Волков, М.В. Иванов, С.Н. Лысенкова, В.А. Шаталов и др. Нет сомнения в том, что нельзя внедрить гуманизацию обучения и воспитания без реальных достижений этих и многих других педагогов-гуманистов нашего времени.

На мой взгляд, слово гуманность в большей степени означает готовность проявлять гуманизм, заботу, сочувствие, помогать другим людям, оказывать уважение. Т.е. это реальная деятельностная сторона, характеризующая личностные, духовно-нравственные качества человека, его культуру в целом.

Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. Великий Абай ясно и совершенно писал о том, что основа человечности – это любовь и справедливость. Они решают все. Поэтому там, где мало любви, там мало человечности и настоящей жизни. Хотите хорошо и счастливо жить – научитесь любить людей.

Абай воспел:

«Любовью Бога созданы народы,

И ты люби их, как себя.

Люби людей как братьев, как свободу,

Тогда и истина, и жизнь – все для тебя».

К.А. Яссауи также писал в своих трактатах о необходимости любить все человечество и каждого человека в отдельности, потому что только в этом направлении лежит путь человека к счастью.

Эти и многие другие великие мудрецы учили нас любить не самих себя, а любить все человечество, любить каждого человека, независимо от его национальности, цвета кожи и религиозных воззрений. Вот где лежит основа и начало настоящей человечности, настоящей гуманности и цивилизованности.

Каждый человек мечтает жить полнокровной и благополучной жизнью, стать интересной и неординарной личностью. А суть человеческой личности заключается в способности подняться своим сознанием до высот Человеколюбия. Без высоких чувств, без любви личность не способна развиваться, она не живет полноценной жизнью, а лишь существует. Ни чудеса техники, социального прогресса, науки и прочего не могут восполнить недостаток человечности и человеколюбия.

Способность человека любить людей есть труд над своим сознанием, над своим характером, труд, направленный на рост человечности в человеке. Трудно любить людей, если в нас мало человечности, мало сострадания и милосердия, мало доброжелательности и бескорыстия, мало терпимости и миролюбия.

Плоды человеколюбия проявляются в конкретных делах, когда человек бескорыстно идет на помощь близким и посторонним людям, когда он умеет сочувствовать горю других и умеет радоваться удаче посторонних ему людей,  когда он уважителен и доброжелателен ко всем людям, когда в них он видит только своих братьев и сестер.

Человеколюбие это не только цель развития личности, это и инструмент, с помощью которого на земле будет построено гуманное и цивилизованное общество, где любовь скрепит воедино и науку, и экономику, и духовную культуру. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.