KZ

Главная страницаСлужить людям
Идеи нравственного воспитания школьников в наследии Каныша Сатпаева
Идеи нравственного воспитания школьников в наследии Каныша Сатпаева
28 июня 2018    Автор / Урунбасарова Э.А. д.п.н., профессор кафедры Казахский и иностранные языки Казахского университета экономики, финансов и международной торговли, город Астана.

Мы по праву можем утверждать то, что К.Сатпаев вложил мно­го труда в практическое осуществление планов и идей в области образования и воспитания, нравственного, в том числе.

В работе "Школа и время" К.Сатпаев пишет: "... В общей форме, мне кажется, можно сказать, что перемены в образовании долж­ны соответствовать переменам в экономической, социальной и куль­турной жизни общества. Чем полнее, точнее, реальнее это соответ­ствие, тем вернее успехи в воспитании гармонически развитого человека, духовно богатого, физически совершенного" /1; 345/. Поднимая целый ряд проблем, таких, как организация детского кол­лектива, преодоление шаблона и догматизма в построении урока, необходимости органической связи предметов политехнического цик­ла между собой и с практикой улучшения подготовки учительских кадров, повышения научного уровня преподавания и воспитания у учеников любви к науке и в связи с этим совершенствования учеб­ников, пособий, программ, методики обучения и т.д., К.Сатпаев приходит к справедливому мнению: "... Гармоничес­кое единство коммунистического сознания и коммунистического по­ведения достигается созданием условий, в которых наши дети мог­ли бы широко развернуть свои таланты и способности...".

Поэтому в работе "Их путь - к звездам", продолжая эту мысль, К.Сатпаев подчеркивает, что предельного внимания и значительной работы требуют со стороны педагогов не только отстающие и неус­певающие ученики, но и особо одаренные ученики и даже "серед­нячки".  «Успех или неуспех в учении не должен быть основным критерием для воспитательных влияний, - делает справедливый вы­вод К.Сатпаев, аргументируя это следующим: "Слабый ученик, но чудесный товарищ, заботливый сын, ученик - благополучный - и черствый, самовлюблённый по натуре, баловень и деспот в семье. И самое опасное заключается в том, что "благополучный" с хоро­шим аттестатом, а то и с золотой медалью уходит в жизнь и дур­ные его качества так и не "подверглись атаке педагогов и коллек­тива". При этом К.Сатпаев не отрицает, что отношение к учебе в значительной степени характеризует человека, что высокие учебные показатели школьников важны в работе учителя, но подчеркивает, что педагог несет ответственность и за нравственный облик своих учеников, и эта задача, по мнению К.Сатпаева, сложнее, тоньше и решать ее надо со всей серьезностью.

По мнению К.Сатпаева, педагоги должны решать такие задачи нравственного воспитания, как - "основательно и точно знать че­ловеческие черты школьников, а именно правдив ли он и честен; впитал ли он в плоть и кровь гуманизм советского бытия; готов ли он помочь в трудную минуту товарищу, поделиться с ним?Станет ли он человеком с высоким сознанием общественного долга, - " так как, - пишет К.Сатпаев": "выпускники школ должны прежде всего воплощать новый тип человека, гармонически разви­того, правдивого и преданного".

Для достижения этой цели К.Сатпаев, на наш взгляд, вполне правомерно, ссылаясь на опыт деятельности передовых школ, реко­мендует педагогам в своей работе совмещать метод индивидуального подхода с методом воспитания в коллективе и через коллектив: "В передовых школах республики дети сплочены и едины, инициати­ва видна в реальных проявлениях, чувство товарищества, чувство локтя становится чудесным стимулом общего движения вперед. Этим-то школам и надо подражать, именно у них надо перенимать ценный опыт". И еще, педагогов никогда не должен покидать оптимизм, вера в людей, в своих учеников - это важное условие успешного обучения и воспитания, в том числе и нравственного школьников: "... Опти­мизм, вера в людей - это профессиональные качества, настоящих педагогов. Без них просто невозможно работать и вести детей от незнания к знанию, от забав детства к гражданским идеалам".

Таким образом, К.Сатпаев придает нравственному воспитанию учащихся большое значение, раскрывая в своих работах закономер­ности, принципы, содержание, цель, задачи, методы этого процесса.

Тем не менее, взгляды К.Сатпаева на нравственное формирова­ние личности отражают господствовавшую в то время идеологическую установку на воспитание личности в духе коммунистических идеалов, которые были сформулированы в так называемом "Моральном кодексе строителя коммунизма".

Так, цель нравственного воспитания школьников К.Сатпаев видит в формировании коммунистического сознания и коммунистического поведения, в том, "чтобы основы коммунистической морали были ус­воены не в качестве заученных норм, а в качестве руководства к действию".

Особое внимание ученый обращает на формирование такого каче­ства учащихся, как "выполнение общественного долга перед Родиной".

Однако, несмотря на идеологизацию взглядов ученого на вопро­сы формирования морального облика школьников, они представляют несомненную ценность.

К.Сатпаев, отмечая необходимость индивидуализации учебно-воспитательного процесса, дифференцированного подхода не только к отстающим, но и ж отличникам и, главное, к "середнякам", под­черкивал, на наш взгляд, универсальную значимость каждой отдель­ной личности.

Придавая первоочередное значение педагогическому оптимизму в учителе, К.Сатпаев думал о создании предпосылок для самореа­лизации личности школьника, раскрытии всех заложенных в нем при­родных задатков, претворении нравственных взглядов и идеалов детей в их поступки и поведение.

Использованная литература:

Каныш Сатпаев //Антология педагогической мысли Казах­стана. Сост. К.Б.Жарикбаев, С.К.Калиев.- Алматы, Рауан, 1995.-512 с. (С.344-348).

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.