KZ

Главная страницаСлужить людям
Малик Габдуллин
Малик Габдуллин
07 августа 2018   

Литературовед-фольклорист, педагог, действительный член Академии педагогических наук (1959), заслуженный деятель науки Казахстана.

Родился в ауле Койсалган (ныне совхоз им. М. Габдуллина) Зерендинского района Кокчетавской области. Учился в аулной школе и в детской коммуне г.Кокчетава, на рабфаке в г.Алма-Ате. В 1935 г. закончил Казахский педагогический институт им. Абая. Работал учителем, затем научным сотрудником Института национальной культуры. Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. С1946 г. — заместитель директора, директор НИИ казахского языка и литературы АН Казахской ССР, с 1951 г. — проректор, затем ректор КазПИ им. Абая. С 1963 г. заведовал отделом казахского фольклора в НИИ литературы и искусства им. М.О.Ауэзова.

М.Габдуллин разрабатывал проблемы казахской фольклористики. Он автор учебников для вузов и средних общеобразовательных школ республики. В своих исследованиях затрагивал различные проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. В книге «Родителям о воспитании детей» (1966) он раскрывает воспитательное значение и гуманистический характер казахской народной педагогики на примере фольклорных традиций.

Родителям о воспитании детей

(отрывки)

Люби свой народ, ради него иди в огонь — не сгоришь, иди в воду — не утонешь, будь всегда с народом, выше всего ставь интересы народа. Как при защите Родины, так и в повседневной жизни будь патриотом, не жалей сил для народа...

Опираясь на свой многовековой жизненный опыт, народ говорит: «Прекрасное будущее народа зависит от молодого поколения, и поэтому главное заключается в его правильном воспитании». Народная мудрость гласит: «Ребенок подобен птенцу: что увидит в гнезде, то и совершит в полете»...

Народная педагогика предусматривает, чтобы ребенок с ранних лет был любознательным, активным, неунывающим при любых невзгодах, находчивым, смелым, отдающим себя полностью борьбе за народное дело, честным и справедливым...

Героический эпос дает исчерпывающий ответ на вопрос молодежи: «Что нужно для того, чтобы стать героем?» или «Кого назвать трусом?» Героический эпос, являясь сокровищницей народной мысли, сыграл огромную роль в деле воспитания молодого поколения, приобщения его к культуре, к истокам народа...

Воспитание молодежи зависит не столько от общественных организаций, сколько от родителей. Таким, образом, воспитание подрастающего поколения должно проводиться не только в школе или производственном коллективе, но и в каждой семье. Чтобы ребенок рос полноценным, духовно и физически развитым, требуется активное участие родителей, школы, общественных организаций. Это и есть на сегодня главная задача, в воспитании детей...

Воспитание в человеке чувства патриотизма, героизма, мужества — это дело не одного дня, а долгая, упорная и кропотливая работа, требующая огромных знаний и воли. Воспитание — это не готовая одежда, которую можно сразу надеть на ребенка. Настоящий патриот готов в любую минуту, не раздумывая, пожертвовать жизнью ради Родины. На такой отважный шаг способен только воспитанный человек. Процесс подготовки людей в коллективе, семье к трудовой или иной     полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций называется воспитанием. Обязанности, определенные педагогическим коллективом, их неукоснительное выполнение учениками относятся к определению школьного воспитания. Тот, кто добросовестно выполняет свои школьные обязанности, считается воспитанным учеником. Прежде чем воспитывать ребенка в семье, в детском саду или в школе, нужно поднять его сознание. Воспитание ребенка должно проводиться не старыми методами, т. е. не битьем и угрозами, а воздействием на его сознание путем убеждения, объяснением, что хорошо и что плохо, что значит быть воспитанным и невоспитанным, с кого надо брать пример, кого сторониться. Только так можно правильно воспитать ребенка...

...В моей памяти навечно закрепилась дружба, взаимопомощь и единство советских солдат на фронте. Главным своим долгом мы считали помощь товарищу. Наш девиз гласил: «Сам погибай, но товарища спасай!»...

Ребенок, уважающий семью, школу, общество, считается воспитанным. Уважение к старшим, отзывчивость — это не только воспитание, но и культура. Вежливость и культура, — это единое понятие. Воспитывая ребенка вежливым и порядочным, мы формируем в нем культуру, Культура человека зависит не от уровня его образования, а от уровня воспитания в семье, школе, обществе. Это родители должны помнить всегда.

Чтобы ребенок в семье рос честным, родители сами должны быть честными. Честности ребенок учится у взрослых. Если среди взрослых возникают нездоровые и нечестные отношения, это не проходит незамеченным для детей. Поэтому родители должны обратить на это особое внимание.

В наказании ребенка нужно соблюдать чувство меры. Провинившийся ребенок должен осознать свою вину, чтобы не повторить проступка. Учителю необходимо проследить за тем, чтобы дети не дразнили провинившегося. Наш совет родителям: любите своего ребенка, отдавайте ему тепло своей души, но чересчур не балуйте. Если ребенок до школы рос избалованным, если родители мирились со всеми его шалостями, берегли его от дуновения ветерка и от солнечного луча, если он рос, не зная жизненных сложностей, то вряд ли из него вырастет достойный гражданин. Такие дети во взрослой жизни обычно становятся мягкотелыми, безвольными эгоистами, себялюбцами, не считающимися с общественным мнением, ставящими себя выше всех. Если ребенок с детских лет приучен к труду, уважает старших, то это признак его добропорядочности, воспитанности, трудолюбия, умения противостоять любым житейским невзгодам в будущем.

Учитель своим поведением, личным отношением к делу, умением говорить, даже одеждой оказывает сильное влияние на ребенка. Все мы были детьми, школьниками. И всю жизнь мы помним учителей, отличавшихся своей честностью, принципиальностью, гордимся ими.

Учитель играет огромную роль в деле воспитания подрастающего поколения, и поэтому он должен учесть возложенную на него народом ответственность...

 

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.