KZ

Главная страницаСлужить людям
Ценности молодежи – иммунитет против радикализма
Ценности молодежи – иммунитет  против радикализма
19 сентября 2019    Автор / Г. Ж. Джуманова

Ценности молодежи – иммунитет

против радикализма.

В Казахстане указом Первого Президента, Лидера нации Н. А. Назарбаева 2019 г. объявлен Годом молодежи. Это свидетельствует о внимании общества и государства к насущным потребностям, интересам и проблемам молодежи (социальным, жилищным, образовательным, вопросам трудоустройства и др.), а также их практическому решению.

Роль и место юношей и девушек в обществе трудно переоценить. Молодежь – это ключевой фактор конкурентоспособности нашей страны в современном мире. Именно от молодежи, ее знаний, умений, энергии и патриотизма зависит не только будущее, но и настоящее государства. Составляя около одной трети от общей численности населения Казахстана, молодое поколение является основным человеческим стратегическим ресурсом, потенциалом общества, одним из главных субъектов общественного развития, проводником социальных перемен, устойчивого развития государства, его продвижения по пути независимости, безопасности и процветания.

Одна из наиболее актуальных проблем казахстанского общества, имеющая прямое отношение к молодежи, – это распространение религиозного радикализма и экстремизма. Именно молодые люди наиболее уязвимы перед экстремистской идеологией и практикой. Это связано с их возрастными особенностями (морально-психологическая незрелость, легкая внушаемость, максимализм, категоричность, обостренное чувство справедливости, поиски смысла и ценностей жизни и т. д.). Радикализироваться, стать приверженцами крайних взглядов и действий, деструктивной идеологии и практики могут юноши и девушки любой социальной категории.

Однако в основном наиболее уязвимой становится маргинальная молодежь, вытесненная на периферию социальной жизни, незанятая, без определенного социального статуса, лишенная духовно-нравственных ценностей. Обобщенный социальный портрет террориста Генеральная прокуратура РК дает такой: «Почти 60% осужденных террористов – это лица в возрасте до 29 лет. Другими словами, это представители молодежи. Практически все, а если быть точнее, 95%, были безработными. Таким образом, вырисовывается портрет террориста в Казахстане – это молодые люди, пытающиеся найти место в жизни и не нашедшие его. Чаще всего безработные, не имеющие хорошего образования и каких-то дальнейших перспектив» [1].

Религиозный радикализм – это многоликий социальный феномен. Его можно рассматривать и как социально-духовную болезнь, поражающую сознание и поведение людей. Симптомы этой болезни многообразны: нетерпимость, фанатизм, насилие, агрессивность, ксенофобия, отрицание национально-культурных традиций, ценностей, Конституции и законов, общечеловеческих этических норм и т. д.

Причины, порождающие религиозный радикализм, различны. Прежде всего, это социально-экономические предпосылки: социальное расслоение населения, безработица, бедность, коррупция и др. Немаловажными факторами религиозного экстремизма являются образовательные: безграмотность и невежество молодежи. Преобладают также психологические причины, свойственные людям всех социальных категорий. Как правило, все эти детерминанты тесно взаимосвязаны, их нерешенность формирует в человеке негативные чувства, состояние безнадежности, отчаяния и безысходности, подталкивает к поиску виноватых в своих бедах, вынуждает прибегать к крайним, радикальным мерам.

Вместе с тем глубинные причины радикализации и экстремизации сознания и поведения молодых людей заложены не в материальных источниках, а в духовных: идеалах, ценностях и нормах. Именно эти начала образуют духовно-нравственный стержень, который поддерживает человека, делает его сильным, уверенным, зрелым, независимым. Они определяют его сущность, духовную природу, сознание, характер, волю, поступки и др. Опираясь на этот стержень, руководствуясь базовыми этическими ценностями, человек четко различает, что есть благо, а что есть зло. Когда эти ценности отсутствуют или размыты, не привиты, не усвоены, человек теряется, становится зависимым и легкоуправляемым. В ситуации идейно-ценностного вакуума такие люди легко заражаются вирусом радикализма и экстремизма.

Деструктивная религиозная пропаганда навязывает юношам и девушкам искаженные ценности, или лжеценности. Идеологи радикальных организаций спекулируют на таких всеобщих идеалах и ценностях, как равенство, социальная справедливость, братство, солидарность, взаимопомощь и др. Используя их как мобилизующие лозунги и призывы, они привлекают молодежь в ряды экстремистских и террористических объединений.

Фундаментальные гуманистические ценности и идеалы, нормы и традиции формируются, прежде всего, в семье, прививаются родителями. Семья закладывает основы мировоззрения и поведения, общения, идентичности, на основе которых формируются социально значимые черты личности. Именно семья дает человеку все, удовлетворяет его базисные потребности: материальные, моральные, духовные, интеллектуальные, эмоциональные. Быть достойным, честным, порядочным, трудолюбивым человеком, уважать и почитать родителей, заботиться о них, нести взаимную ответственность за родных, бережно относиться к семейным и национальным традициям, соблюдать законы, быть гражданином и патриотом своей Родины – вот семейные основополагающие ценности. Именно они формируют в детях, подростках и молодежи твердый нравственный стержень, прививают стойкий духовный иммунитет к фанатизму, нетерпимости, радикализму и экстремизму.

Вместе с тем при слабости традиционной семьи альтернативой ей становится другая «семья», по сути, деструктивная секта. Религиозные сообщества, как бы они ни назывались, провозглашают себя новой истинной «семьей», где царит всеобщая любовь. Своим адептам они внушают: «Мы – твоя новая семья». В такой «семье» отцы-основатели представляют себя «любящими, заботливыми родителями», а рядовых членов – своими «детьми», которые друг другу являются «братьями» и «сестрами».

В новой религиозной «семье» неофиты получают «второе рождение», им дают новые имена. Они разрывают все прежние связи с родными, близкими, друзьями, знакомыми, изолируются от внешнего мира. Такие псевдосемьи разрушают традиционные семьи, их нравственные устои и ценности, пытаются заменить собой подлинную семью, вытеснить семейные привязанности человека. Они навязывают обществу, молодым людям чуждые взгляды, идеалы, ценности, интересы, стирают их национально-культурную, гражданскую идентичность, чувство патриотизма. В результате член новой «семьи» приобретает иную идентичность, он осознает себя только членом религиозной группы.

Главными причинами ухода человека в альтернативную «семью», религиозную группу, секту являются, прежде всего, ценностный вакуум, проблемы с социализацией, дефицит любви, душевной теплоты, отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. То, что человек не получает в родной семье, он пытается восполнить в иной среде. Новое сообщество с радикальными взглядами и установками формирует свои ценности нетрадиционного характера, по сути, лжеценности. Среди таких лжеценностей: идея избранности, исключительности, приобщенности к эксклюзивной истине, духовного превосходства над другими людьми и т. д.

Такая идейная установка адепта быть избранным, обладать монополией на истину формирует в нем нетерпимость, враждебность к инакомыслящим, разжигает межрелигиозную рознь и вражду. Лжеценности религиозного радикализма – это утопические цели и ценности, обещающие спасение, райскую жизнь, халифат и т. д. Архаичные ценности религиозного фундаментализма ориентируют личность, общество, государство назад в прошлое, ведут к деградации и регрессу.

К лжеценностям религиозного радикализма относится идея деэтнизации общества – отрицания национальных особенностей, ценностей, традиций, обычаев и обрядов, а также гражданственности и патриотизма, уважения и исполнения Конституции и законов.

Какие ценности выбирает сегодня молодежь? Исследования показывают, что для юношей и девушек наиболее важны духовно-нравственные, в частности, семейные ценности. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Институтом философии, политологии и религиоведения МОН РК. На вопрос «Какие ценности  для современной казахстанской молодежи наиболее значимы?» были получены ответы. Определилось, что для казахстанской молодежи главными приоритетами являются: «семья, дети, дом», «учеба и образование», «работа и дело»

Далее в целом в рейтинге приоритетов молодых людей следуют: «карьера, продвижение по службе», «досуг, развлечения, туризм», «физическая культура, спорт». А на последнем месте в этой шкале оказались «религия, общественная и политическая деятельность». Полученные данные достаточно ясно продемонстрировали, что именно для казахстанской молодежи является главным в жизни .

Итак, глубинный источник распространения экстремизма среди молодежи – это духовная пустота, вакуум нравственных ценностей. Вместе с тем правильные социальные идеалы и ценности, привитые молодежи, образуют ее стойкий духовный иммунитет против религиозного радикализма и экстремизма.

Общие этические, национально-культурные, гражданско-патриотические ценности составляют основу единства и консолидации нашего общества, межнационального и межконфессионального мира и согласия. В целом наряду с экономическим потенциалом они являются мощным стратегическим идейно-нравственным ресурсом, опираясь на который можно модернизировать общество и государство, быть конкурентоспособной страной.

 

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.