Путь к себе
Служить людям
Советы психолога
Электронная библиотека
Молодежный клуб "Руханият"
Видеогалерея
Контактные данные
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни (язык, одежда, атрибуты), поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Первые молодежные субкультуры появились на Западе после Второй мировой войны. Однако нынешние молодежные субкультуры во многом отличаются от пионеров. Во-первых, их количество значительно возросло. Во-вторых, благодаря появлению Интернета, а соответственно и возможности быстрого распространения информации, многие субкультуры смешиваются и переплетаются, образуя совершенно удивительные сочетания. В-третьих, современные подростки редко придерживаются одной группы – за несколько лет они могут сменить до 4-5 субкультур. В-четвертых, ситуация, которая на данный момент сложилась в Казахстане (родители практически круглосуточно заняты на работе, а центров внешкольного образования катастрофически мало) придает современным субкультурам новое значение.
Молодежные субкультуры интенсивнее развиваются в городах-мегаполисах, обладающих соответствующими информационными, коммуникативными ресурсами, основными средствами. Основными социальными факторами, способствующими возникновению молодежных субкультур, принято считать невозможность самореализации ребенка в кругу семьи, в школе или формальных общественных организациях, а также отсутствие взаимопонимания, разногласия, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями. Основными мотивами вхождения в подростковые и молодежные неформальные объединения является стремление подростка обрести единомышленников, оказаться в среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, избавиться от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы.
Интернет дает людям богатый инструментарий и возможность каждому выразить себя индивидуально в глобальном информационном пространстве. Интернет-культура – это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Как и любая сфера деятельности, Интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.
На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании Интернет-субкультур, обладающих практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих в них идейное предводительство.
Как всякие субкультуры, Интернет-субкультуры объединяют большие группы людей, формируют круг интересов и общения, стимулируют развитие межличностных отношений и имеют свои положительные и отрицательные факторы влияния на своих членов.
Среди отрицательных факторов влияния Интернет-культуры на личность необходимо назвать в первую очередь деперсонифицирующее и метаперсонифицирующее воздействие, перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть, аутизацию. По-видимому, именно данные факторы являются ведущими в формировании предпосылок к Интернет-зависимости.
Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную Интернет-зависимость. Наиболее сильным провоцирующим фактором в данном случае являются свойства Интернета, как средства коммуникации. Анонимность и фактическая невозможность проверки предоставленной о себе информации, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных характерологических и иных особенностей, стимулируют развитие Интернет-зависимости в подростковой возрастной группе.
В реальном общении со сверстниками возможности отождествления с идеальным «Я» ограничены непосредственным контактом, допускающим возникновение ситуаций, резко проявляющих несоответствие между реальными и декларируемыми качествами. Это обстоятельство практически полностью исключено при коммуникации в пределах сети. В большинстве случаев общение в рамках сети не предполагает в последующем переноса отношений в физический мир, что оставляет за пользователями полную свободу действий.
Сетевое общение позволяет подростку жить в образах своей мечты и осуществлять в рамках этих образов столь желаемую, сколь и невозможную в реальных условиях, коммуникативную активность.
Рассмотрим наиболее известные молодежные Интернет-субкультуры.
С середины 90-х годов 20-го века, с повсеместным распространением интернет-культуры, стали появляться интернет-субкультуры. Самой первой можно считать фидо-сообщество.
Фидонет (от англ. FidoNet) – это международная любительская компьютерная сеть, построенная по технологии «из точки в точку». Жаргонное название пользователей сети Фидонет – фидошники.
Особенностью FidoNet, определившей широкое распространение этой сети в странах СНГ и Казахстане, является фактическая бесплатность подключения и использования ресурсов сети. Участники оплачивают только канал связи (ранее — телефонную линию, ныне — подключение к Интернет).
За годы существования Фидонета в нашей стране в рамках сети сложилась определённая субкультура, которая проявляется:
- в неформальном отношении участников сети друг к другу (в сети негласным правилом принято обращение на «ты» вне зависимости от возраста и положения в обществе);
- в существовании фидошного фольклора (различные «фидошные байки», песни, юмор и анекдоты);
- в регулярном проведении неформальных встреч между участниками сети (т.н. «пойнтовок», «сисопок», «локалок»).
FidoNet была популярна до конца 1990-х прошлого века.
Субкультура хакеров возникла в 50-х годах в США в стенах Массачусетского технологического института, задолго до изобретения компьютеров и сетей.
Хакеры является весьма организованной популяцией в рамках Интернет-субкультуры, регулярно проводят встречи, конференции, семинары по обмену опытом. Для осуществления полноценной хакерской деятельности необходима весьма высокая профессиональная подготовка программиста. Движение хакеров представляет из себя значимую силу, благодаря научно-технической революции в сфере компьютерных систем и программного обеспечения. Хакеры представляют собой так называемую «элиту» технической революции. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя.
Применительно к информационным технологиям термин «хак» (hack) означал оригинальный ход в программировании или использовании программного обеспечения, в результате которого компьютер позволял осуществлять операции, ранее не предусмотренные или считавшиеся невозможными. Тех, кто мог осуществить данную задачу, стали называть «хакерами», а пользователи, которые не могли овладеть даже предписанными действиями и не стремились к исследованию системы, получили название «ламеры» (от англ. «lamer» — неполноценный, убогий).
В конце 80-х и на протяжении 90-х годов во всем мире хакерское движение стало мощной силой, способной дестабилизировать общественные структуры, становится одним из главных объектов изучения государственными органами и международными правозащитными организациями.
Конец 90-х годов XX в. и начало XXI в. это этап институализации хакеров: создание крупных объединений, союзов, фирм, тесным образом сотрудничающих с криминальными и теневыми структурами, активная пропаганда ценностей и принципов хакерской субкультуры через средства массовой информации.
Мировоззренческие принципы хакеров активно пропагандируются в средствах массовой информации. Помимо сайтов и порталов, конференций и съездов ценности хакерской субкультуры широко представлены в печатной продукции.
В Казахстане хакерское движение не имеет столь больших оборотов, как в мире или, к примеру, в России, но, тем не менее, существует. При этом казахстанский тип хакинга обусловлен общими чертами культурного развития нашей страны:
- неопределенностью самосознания и поиском культурной идентичности;
- бинарным характером существования и развития культуры;
- коллективизмом сознания;
- отношением к власти и законам как внешнему элементу.
Приблизительный портрет казахстанского хакера:
- это подросток или мужчина в возрасте от 15 до 45 лет, как правило, не привлекавшийся к уголовной ответственности;
- владеющий компьютером в диапазоне от начального до высокопрофессионального уровня;
- добросовестный работник с завышенной самооценкой;
- отличается ярко выраженной индивидуальностью, скрытен, любит уединенную работу, мало общителен.
Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры причисляют себя к движению хакеров.
Необходимо заметить, что для плодотворной творческой работы, возможности для которой Интернет предоставляет в полной мере всем пользователям, необходим не только запас сугубо технических знаний и навыков, но и общий духовный и образовательный потенциал, который во многих случаях оказывается недостаточным. Иначе говоря, когда представилась реальная возможность громко заявить о себе миру, выяснилось, что современному подростку просто нечего сказать. Поэтому современные подростки все чаще пытаются выразить себя в Интернет-пространстве при помощи хакинга.
Следует отметить, что хакеры – весьма закрытая субкультурная группа, что во многом затрудняет исследование их культуры.
Субкультура геймеров – пожалуй, самая большая из существующих и самая незаметная субкультура в мире, но те, кто к ней принадлежит, порой даже не осознают этого. Геймеры (с англ. «игроки») – это молодежь, беспрерывно проводящая за компьютерными играми достаточно большое количество времени, иногда до нескольких дней и даже недель. В Казахстане субкультура геймеров развивается огромными темпами и является одной из наиболее распространенных форм интернет-зависимости.
Средний возраст геймера – от тринадцати до двадцати лет. В основном геймерами становятся мальчики и юноши, но встречаются и девушки-геймеры. Геймеры, в отличии от других интернет-субкультур не отличаются какой-либо мировоззренческой позицией. Всё, что их объединяет – это игра. По внешнему виду геймеры мало чем отличаются от обычных детей и подростков.
Характерной чертой геймеров является частичное или полное погружение в виртуальный мир, нежелание жить в реальном обществе, уход в мир игровых иллюзий. Это связано с тем, что игровое пространство дает ребенку намного больше шансов проявить себя, быть сильным и смелым в любой ситуации, а также легко исправить свои ошибки, для этого достаточно начать игру заново. Геймеры не видят необходимости развивать свои личностные, интеллектуальные и физические качества в реальном мире, т.к. не видячт результата своих усилий. В игре «прокачаться» гораздо легче и быстрее, здесь любой самый слабый мальчик может стать супергероем игрового пространства.
Игровой киберспорт также набирает большие обороты в нашей стране, - проводятся чемпионаты по киберспорту, онлайн-конференции, мастер-классы. С каждым днем субкультура геймеров Казахстана вовлекает все новых участников.
Блогосфера — термин, обозначающий совокупность всех блогов интернета. Блоги – это не совсем дневники или письма, – у них нет конкретного адресата, как это было в эпистолярном жанре. В то же время блог – это не классический дневник, который ведется только для себя. Существующие в мире десятки миллионов блогов тесно связаны между собой: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку, т.е. блог является сравнительно новым мощным средством виртуальной коммуникации.
Блоггеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Главная цель общения в блогах и социальных сетях — обмен информацией, происходящий в пространстве глобальной паутины. Используя виртуальное пространство как канал коммуникации, люди используют в нем привычные культурные коды, и изобретают новые, например, в блогосфере развита традиция использования «никнеймов» — прозвищ вместо реальных имен.
В основе блоггинга лежит пост – письменное повествование о некоей ситуации, содержащее отношение к ней, размышления автора и т.д. Посты не имеют ничего общего с серьезной литературой, зачастую это очень короткие сообщения, имеющие временную значимость. Особенностью субкультуры блоггеров является ключевая роль нарратива – основного послания или «мессаджа». Важной особенностью поста является не столько его информативность или оригинальность, сколько то, насколько он будет популярным и комментируемым. Так, широкой обсуждаемостью и комментируемостью пользуется не столько информационные, сколько развлекательные посты. В ведение блога ставится цель не столько высказывание своих мыслей, сколько приобретение высокого символического статуса. Такая особенность блогосферы проистекает из самого понятия молодежной субкультуры — у молодых людей обычно еще нет устоявшегося круга единомышленников, и он остро нуждается в самоидентификации и самоутверждении.
Именно молодежь – наиболее активные блоггеры. Именно они стремятся к приобретению, пусть даже символического, но высокого статуса в интернете. Самопрезентация – наиболее очевидная мотивация блоггера. Авторы хотят продемонстрировать себя знакомым и широкой публике. Сами по себе блоги обладают рядом свойств субкультуры — особым языком и сленгом, каналами коммуникации между участниками, системой фиксации группового статуса и др.
Популярность блоггинга настолько велика, что в каждой поисковой системе имеется опция поиска «по блогу», а каждая социальная сеть стремится привлечь как можно большее количество популярных и известных блоггеров.
Для субкультуры блоггеров характерно отсутствие заметных физических отличий, атрибутики, вербальных кодов, особенностей речи и поведения. Интернет как глобальный канал коммуникации диктует свои средства коммуникации, которые носят лишь электронный вид – текстовый, фото и видеоматериалы. Отсюда возникает упор на текстовую составляющую – сленг, стиль, шрифт, использование «смайликов» - специальных знаков, отражающих эмоции участников коммуникации.
Демократичность субкультуры блоггеров позволяет практически каждому пользователю интернета, хоть раз опубликовавшим для всеобщего обозрения собственные мысли, называть себя блоггером, независимо от возраста, национальности, вероисповедания и других параметров. Однако блоггерами в подлинном смысле этого слова являются наиболее активные и известные в интернет-пространстве авторы. Степень популярности определяется количеством подписчиков, комментариев, просмотров и уровнем цитируемости постов.
В Казахстане с каждым днем увеличивается количество активных блоггеров. Это достаточно популярный способ проведения досуга и коммуникации. Портрет среднего блоггера в нашей стране: девушка 22 лет, имеющая или получающая высшее образование, из относительно благополучных социальных слоев. Блоггеры-мужчины также встречаются, хотя и в меньшем количестве, но занимающиеся блоггингом на гораздо более профессиональном уровне.
Наконец, самая известная субкультура, появившаяся в пространстве рунета (т.е. русскоязычного интернета) — «падонки» — субкультура, использующая запоминающийся, броский язык. Начало этому движению было положено еще в конце девяностых годов, с момента создания сетевого ресурса fuck.ru. Спустя некоторое время данный ресурс был закрыт по неизвестным причинам. Однако вскоре появился сайт udaff.com, где в основном публикуются тексты людей, называющих себя «падонками».
«Падонки» проводят большую часть свободного времени в Интернет, пытаясь реализовать неудовлетворенные в повседневной жизни потребности за счет деятельности в рамках своих референтных групп.
Характерной чертой субкультуры «падонков» является использование своеобразного языка («йазыка падонков»), с точки зрения классической орфографии и стилистики, изобилующего ошибками, который они сами называют «албанским». Подобный слэнг очень быстро вышел за пределы одного веб-сайта и перебрался на собрание блогов «Живого журнала» - самой популярной площадки блогов рунета. «Падонки» обычно разделяются на «аффтаров», то есть тех, кто пишет и «каментаторов», то бишь тех, кто оставляет «каменты». В «каментах» выражается оценка написанного «криатиффа» фразами-клише: «аффтар – жжот!», «аффтар – Аццкий Сотона!», «аффтар – убей себя ап стену», «афтар, выпей йаду» и т.д. Большинство слов «йазыка падонков» по большей части являются обычными трансформированными словами русского языка. Причем видоизменяются как слова литературного лексикона, так и ругательства.
Как сетевая культура, «падонки» не имеют особых внешних проявлений стиля. Единственное, что может служить символом единения с братьями по разуму это футболки со специфическими надписями. Основной же идеологической особенностью является идея свободы личности по части удовлетворения своих инстинктов. С другой стороны, «падонки» отличаются нетерпимостью к национальным, сексуальным и другим меньшинствам. В выражении нетерпимости к этим меньшинствам «падонки» высмеивают их все тем же своеобразным языком.
Таким образом, субкультуры сети Интернет, с одной стороны, влияют на культуру общества, а с другой – массовая культура во многом сама формирует субкультуры Интернет, исходя из потребностей общества.
Субкультуры Интернета с течением времени будет развиваться, видоизменяться, и обществу стоит видеть как реальные угрозы, так оценивать их положительные стороны.
1. Запесоцкий А.С. (2006) Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: ИГУП.
2. Зоркая Н.А. (2007) Информационные предпочтения жителей России. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, №4.
3. Омельченко Е.Л. (2008) Молодежные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН.
4. Альтернативная культура. Энциклопедия. - Екатеринбург, 2005 - с.78-80
5. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура - М., 2005, с.139 Кауйя Р. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры - М., 2007, с.146-147
6. Воронов В. (2007) Что нужно знать о молодежной субкультуре // Социс, №1.
7. Иванова Н. (2004) О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. №4.
8. Кудрявцева В.Т. (2007) Социальный и психологический смысл явлений детской субкультуры // Журнал прикладной психологии. №1.
9. Кузнецов Т.Ю. (2008) Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов // Социс. № 11.
10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. (2008) Психология сиротства / Под ред.Е. Строгонова. СПб.: Питер. 2008.
1. Интернет журнал «Вебпланета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.webplanet.ru/news/internet/2006/4/18/technorati_research.html.
2. Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. - М.: ОГИ, 2004. 288 стр.
3. Лелька [Электронный ресурс]. Молодежная стрелка. Что такое сорокомания. - Режим доступа: http://www.stinfa.ru/26402.
4. FidoNet [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fido-online.com/.
5. Иткин В. [Электронный ресурс]. Книжная витрина. Интервью с Т.Б. Щепанской. - Режим доступа: http://www.top-kniga.ru/kv/interview/interview.php?ID=7704.
6. Крысин Л.П. Иноязычные слова в современной жизни // Русский язык конца ХХ столетия. - М., 1996.; А.И. Дьяков. Причины интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке. Philology.ru . Русский филологический портал.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/dyakov-03.htm.
7. Студия Артемия Лебедева. Артемий Лебедев § 143. Знаки препинания в нестандартных ситуациях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/143/.
8. КАППП [Электронный ресурс]. Интернет субкультура - Режим доступа: http://www.kappp.com.ua/klubel/subkult/net_subkult.html.
9. Щепанская Т. Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. С.34-85
10. Dimok [Электронный ресурс]. 10 правил написания вашего самого популярного поста - Режим доступа: http://blogtips.ru/10-pravil-napisaniya-vashego-samogo-populyarnogo-posta.
11. Yandex on blogosphere spring. [Электронныйресурс]. 2008. Яндех. Блогосфера российского интернета. Информационный бюллетень.
12. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. [Электронный ресурс]-. 2006. Режим доступа: http://wiki.laser.ru/index.php/Блог:_виртуальный_дневник_реальной_личности._Блоггеры_и_межличностное_взаимодействие_в_блогах
13. Сервис онлайн-опросов «Глас Рунета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://subscribe.ru/archive/media.vox/200702/19102857.html/.
14. Сайт Sub-Culture.ru. Интернет-субкультуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sub-culture.ru/inet.php
Добавить комментарий