KZ

Главная страницаСлужить людям
«Интернет и молодежные субкультуры» с применением информационно-коммуникационных технологий
 «Интернет и молодежные субкультуры»  с применением информационно-коммуникационных технологий
30 октября 2020   

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни (язык, одежда, атрибуты), поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Первые молодежные субкультуры появились на Западе после Второй мировой войны. Однако нынешние молодежные субкультуры во многом отличаются от пионеров. Во-первых, их количество значительно возросло. Во-вторых, благодаря появлению Интернета, а соответственно и возможности быстрого распространения информации, многие субкультуры смешиваются и переплетаются, образуя совершенно удивительные сочетания. В-третьих, современные подростки редко придерживаются одной группы – за несколько лет они могут сменить до 4-5 субкультур. В-четвертых, ситуация, которая на данный момент сложилась в Казахстане (родители практически круглосуточно заняты на работе, а центров внешкольного образования катастрофически мало) придает современным субкультурам новое значение.

Молодежные субкультуры интенсивнее развиваются в городах-мегаполисах, обладающих соответствующими информационными, коммуникативными ресурсами, основными средствами. Основными социальными факторами, способствующими возникновению молодежных субкультур, принято считать невозможность самореализации ребенка в кругу семьи, в школе или формальных общественных организациях, а также отсутствие взаимопонимания, разногласия, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями. Основными мотивами вхождения в подростковые и молодежные неформальные объединения является стремление подростка обрести единомышленников, оказаться в среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, избавиться от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы.

Интернет дает людям богатый инструментарий и возможность каждому выразить себя индивидуально в глобальном информационном пространстве. Интернет-культура – это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.

Как и любая сфера деятельности, Интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.

На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании Интернет-субкультур, обладающих практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих в них идейное предводительство.

Как всякие субкультуры, Интернет-субкультуры объединяют большие группы людей, формируют круг интересов и общения, стимулируют развитие межличностных отношений и имеют свои положительные и отрицательные факторы влияния на своих членов.

Среди отрицательных факторов влияния Интернет-культуры на личность необходимо назвать в первую очередь деперсонифицирующее и метаперсонифицирующее воздействие, перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть, аутизацию. По-видимому, именно данные факторы являются ведущими в формировании предпосылок к Интернет-зависимости.

Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную Интернет-зависимость. Наиболее сильным провоцирующим фактором в данном случае являются свойства Интернета, как средства коммуникации. Анонимность и фактическая невозможность проверки предоставленной о себе информации, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных характерологических и иных особенностей, стимулируют развитие Интернет-зависимости в подростковой возрастной группе.

В реальном общении со сверстниками возможности отождествления с идеальным «Я» ограничены непосредственным контактом, допускающим возникновение ситуаций, резко проявляющих несоответствие между реальными и декларируемыми качествами. Это обстоятельство практически полностью исключено при коммуникации в пределах сети. В большинстве случаев общение в рамках сети не предполагает в последующем переноса отношений в физический мир, что оставляет за пользователями полную свободу действий.

Сетевое общение позволяет подростку жить в образах своей мечты и осуществлять в рамках этих образов столь желаемую, сколь и невозможную в реальных условиях, коммуникативную активность.

Рассмотрим наиболее известные молодежные Интернет-субкультуры.

С середины 90-х годов 20-го века, с повсеместным распространением интернет-культуры, стали появляться интернет-субкультуры. Самой первой можно считать фидо-сообщество.

Фидонет (от англ. FidoNet) – это международная любительская компьютерная сеть, построенная по технологии «из точки в точку». Жаргонное название пользователей сети Фидонет – фидошники.

Особенностью FidoNet, определившей широкое распространение этой сети в странах СНГ и Казахстане, является фактическая бесплатность подключения и использования ресурсов сети. Участники оплачивают только канал связи (ранее — телефонную линию, ныне — подключение к Интернет).

За годы существования Фидонета в нашей стране в рамках сети сложилась определённая субкультура, которая проявляется:

-         в неформальном отношении участников сети друг к другу (в сети негласным правилом принято обращение на «ты» вне зависимости от возраста и положения в обществе);

-         в существовании фидошного фольклора (различные «фидошные байки», песни, юмор и анекдоты);

-         в регулярном проведении неформальных встреч между участниками сети (т.н. «пойнтовок», «сисопок», «локалок»).

FidoNet была популярна до конца 1990-х прошлого века.

Субкультура хакеров возникла в 50-х годах в США в стенах Массачусетского технологического института, задолго до изобретения компьютеров и сетей.

Хакеры является весьма организованной популяцией в рамках Интернет-субкультуры, регулярно проводят встречи, конференции, семинары по обмену опытом. Для осуществления полноценной хакерской деятельности необходима весьма высокая профессиональная подготовка программиста. Движение хакеров представляет из себя значимую силу, благодаря научно-технической революции в сфере компьютерных систем и программного обеспечения. Хакеры представляют собой так называемую «элиту» технической революции. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя.

Применительно к информационным технологиям термин «хак» (hack) означал оригинальный ход в программировании или использовании программного обеспечения, в результате которого компьютер позволял осуществлять операции, ранее не предусмотренные или считавшиеся невозможными. Тех, кто мог осуществить данную задачу, стали называть «хакерами», а пользователи, которые не могли овладеть даже предписанными действиями и не стремились к исследованию системы, получили название «ламеры» (от англ. «lamer» — неполноценный, убогий).

В конце 80-х и на протяжении 90-х годов во всем мире хакерское движение стало мощной силой, способной дестабилизировать общественные структуры, становится одним из главных объектов изучения государственными органами и международными правозащитными организациями.

Конец 90-х годов XX в. и начало XXI в. это этап институализации хакеров: создание крупных объединений, союзов, фирм, тесным образом сотрудничающих с криминальными и теневыми структурами, активная пропаганда ценностей и принципов хакерской субкультуры через средства массовой информации.

Мировоззренческие принципы хакеров активно пропагандируются в средствах массовой информации. Помимо сайтов и порталов, конференций и съездов ценности хакерской субкультуры широко представлены в печатной продукции.

В Казахстане хакерское движение не имеет столь больших оборотов, как в мире или, к примеру, в России, но, тем не менее, существует. При этом казахстанский тип хакинга обусловлен общими чертами культурного развития нашей страны:

-         неопределенностью самосознания и поиском культурной идентичности;

-         бинарным характером существования и развития культуры;

-         коллективизмом сознания;

-         отношением к власти и законам как внешнему элементу.

Приблизительный портрет казахстанского хакера:

-         это подросток или мужчина в возрасте от 15 до 45 лет, как правило, не привлекавшийся к уголовной ответственности;

-         владеющий компьютером в диапазоне от начального до высокопрофессионального уровня;

-         добросовестный работник с завышенной самооценкой;

-         отличается ярко выраженной индивидуальностью, скрытен, любит уединенную работу, мало общителен.

Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры причисляют себя к движению хакеров.

Необходимо заметить, что для плодотворной творческой работы, возможности для которой Интернет предоставляет в полной мере всем пользователям, необходим не только запас сугубо технических знаний и навыков, но и общий духовный и образовательный потенциал, который во многих случаях оказывается недостаточным. Иначе говоря, когда представилась реальная возможность громко заявить о себе миру, выяснилось, что современному подростку просто нечего сказать. Поэтому современные подростки все чаще пытаются выразить себя в Интернет-пространстве при помощи хакинга.

Следует отметить, что хакеры – весьма закрытая субкультурная группа, что во многом затрудняет исследование их культуры.

Субкультура геймеров – пожалуй, самая большая из существующих и самая незаметная субкультура в мире, но те, кто к ней принадлежит, порой даже не осознают этого. Геймеры (с англ. «игроки») – это молодежь, беспрерывно проводящая за компьютерными играми достаточно большое количество времени, иногда до нескольких дней и даже недель. В Казахстане субкультура геймеров развивается огромными темпами и является одной из наиболее распространенных форм интернет-зависимости. 

Средний возраст геймера – от тринадцати до двадцати лет. В основном геймерами становятся мальчики и юноши, но встречаются и девушки-геймеры. Геймеры, в отличии от других интернет-субкультур не отличаются какой-либо мировоззренческой позицией. Всё, что их объединяет – это игра. По внешнему виду геймеры мало чем отличаются от обычных детей и подростков.

Характерной чертой геймеров является частичное или полное погружение в виртуальный мир, нежелание жить в реальном обществе, уход в мир игровых иллюзий. Это связано с тем, что игровое пространство дает ребенку намного больше шансов проявить себя, быть сильным и смелым в любой ситуации, а также легко исправить свои ошибки, для этого достаточно начать игру заново. Геймеры не видят необходимости развивать свои личностные, интеллектуальные и физические качества в реальном мире, т.к. не видячт результата своих усилий. В игре «прокачаться» гораздо легче и быстрее, здесь любой самый слабый мальчик может стать супергероем игрового пространства.

Игровой киберспорт также набирает большие обороты в нашей стране, - проводятся чемпионаты по киберспорту, онлайн-конференции, мастер-классы. С каждым днем субкультура геймеров Казахстана вовлекает все новых участников.

Блогосфера — термин, обозначающий совокупность всех блогов интернета. Блоги – это не совсем дневники или письма, – у них нет конкретного адресата, как это было в эпистолярном жанре. В то же время блог – это не классический дневник, который ведется только для себя. Существующие в мире десятки миллионов блогов тесно связаны между собой: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку, т.е. блог является сравнительно новым мощным средством виртуальной коммуникации.

Блоггеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Главная цель общения в блогах и социальных сетях — обмен информацией, происходящий в пространстве глобальной паутины. Используя виртуальное пространство как канал коммуникации, люди используют в нем привычные культурные коды, и изобретают новые, например, в блогосфере развита традиция использования «никнеймов» — прозвищ вместо реальных имен.

В основе блоггинга лежит пост – письменное повествование о некоей ситуации, содержащее отношение к ней, размышления автора и т.д. Посты не имеют ничего общего с серьезной литературой, зачастую это очень короткие сообщения, имеющие временную значимость. Особенностью субкультуры блоггеров является ключевая роль нарратива – основного послания или «мессаджа». Важной особенностью поста является не столько его информативность или оригинальность, сколько то, насколько он будет популярным и  комментируемым. Так, широкой обсуждаемостью и комментируемостью пользуется не столько информационные, сколько развлекательные посты. В ведение блога ставится цель не столько высказывание своих мыслей, сколько приобретение высокого символического статуса. Такая особенность блогосферы проистекает из самого понятия молодежной субкультуры — у молодых людей обычно еще нет устоявшегося круга единомышленников, и он остро нуждается в самоидентификации и самоутверждении.

Именно молодежь  – наиболее активные блоггеры. Именно они стремятся к приобретению, пусть даже символического, но высокого статуса в интернете. Самопрезентация – наиболее очевидная мотивация блоггера. Авторы хотят продемонстрировать себя знакомым и широкой публике. Сами по себе блоги обладают рядом свойств субкультуры — особым языком и сленгом, каналами коммуникации между участниками, системой фиксации группового статуса и др.

Популярность блоггинга настолько велика, что в каждой поисковой системе имеется опция поиска «по блогу», а каждая социальная сеть стремится привлечь как можно большее количество популярных и известных блоггеров.

Для субкультуры блоггеров характерно отсутствие заметных физических отличий, атрибутики, вербальных кодов, особенностей речи и поведения. Интернет как глобальный канал коммуникации диктует свои средства коммуникации, которые носят лишь электронный вид – текстовый, фото и видеоматериалы. Отсюда возникает упор на текстовую составляющую – сленг, стиль, шрифт, использование «смайликов» - специальных знаков, отражающих эмоции участников коммуникации.

Демократичность субкультуры блоггеров позволяет практически каждому пользователю интернета, хоть раз опубликовавшим для всеобщего обозрения собственные мысли, называть себя блоггером, независимо от возраста, национальности, вероисповедания и других параметров. Однако блоггерами в подлинном смысле этого слова являются наиболее активные и известные в интернет-пространстве авторы. Степень популярности определяется количеством подписчиков, комментариев, просмотров и уровнем цитируемости постов.

В Казахстане с каждым днем увеличивается количество активных блоггеров. Это достаточно популярный способ проведения досуга и коммуникации. Портрет среднего блоггера в нашей стране: девушка 22 лет, имеющая или получающая высшее образование, из относительно благополучных социальных слоев. Блоггеры-мужчины также встречаются, хотя и в меньшем количестве, но занимающиеся блоггингом на гораздо более профессиональном уровне.

Наконец, самая известная субкультура, появившаяся в пространстве рунета (т.е. русскоязычного интернета)  — «падонки» — субкультура, использующая запоминающийся, броский язык. Начало этому движению было положено еще в конце девяностых годов, с момента создания сетевого ресурса fuck.ru. Спустя некоторое время данный ресурс был закрыт по неизвестным причинам. Однако вскоре появился сайт udaff.com, где в основном публикуются тексты людей, называющих себя «падонками».

«Падонки» проводят большую часть свободного времени в Интернет, пытаясь реализовать неудовлетворенные в повседневной жизни потребности за счет деятельности в рамках своих референтных групп.

Характерной чертой субкультуры «падонков» является использование своеобразного языка («йазыка падонков»), с точки зрения классической орфографии и стилистики, изобилующего ошибками, который они сами называют «албанским». Подобный слэнг очень быстро вышел за пределы одного веб-сайта и перебрался на собрание блогов «Живого журнала» - самой популярной площадки блогов рунета. «Падонки» обычно разделяются на «аффтаров», то есть тех, кто пишет и «каментаторов», то бишь тех, кто оставляет «каменты». В «каментах» выражается оценка написанного «криатиффа» фразами-клише: «аффтар – жжот!», «аффтар – Аццкий Сотона!», «аффтар – убей себя ап стену», «афтар, выпей йаду» и т.д. Большинство слов «йазыка падонков» по большей части являются обычными трансформированными словами русского языка. Причем видоизменяются как слова литературного лексикона, так и ругательства.

Как сетевая культура, «падонки» не имеют особых внешних проявлений стиля. Единственное, что может служить символом единения с братьями по разуму это футболки со специфическими надписями. Основной же идеологической особенностью является идея свободы личности по части удовлетворения своих инстинктов. С другой стороны, «падонки» отличаются нетерпимостью к национальным, сексуальным и другим меньшинствам. В выражении нетерпимости к этим меньшинствам «падонки» высмеивают их все тем же своеобразным языком.

Таким образом, субкультуры сети Интернет, с одной стороны, влияют на культуру общества, а с другой – массовая культура во многом сама формирует субкультуры Интернет, исходя из потребностей общества.

Субкультуры Интернета с течением времени будет развиваться, видоизменяться, и обществу стоит видеть как реальные угрозы, так оценивать их положительные стороны.

 

 

 

1. Запесоцкий А.С. (2006) Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: ИГУП.

2. Зоркая Н.А. (2007) Информационные предпочтения жителей России. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, №4.

3. Омельченко Е.Л. (2008) Молодежные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН.

4. Альтернативная культура. Энциклопедия. - Екатеринбург, 2005 - с.78-80

5. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура - М., 2005, с.139 Кауйя Р. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры - М., 2007, с.146-147

6. Воронов В. (2007) Что нужно знать о молодежной субкультуре // Социс, №1.

7. Иванова Н. (2004) О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. №4.

8. Кудрявцева В.Т. (2007) Социальный и психологический смысл явлений детской субкультуры // Журнал прикладной психологии. №1.

9. Кузнецов Т.Ю. (2008) Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов // Социс. № 11.

10.   Прихожан А.М., Толстых Н.Н. (2008) Психология сиротства / Под ред.Е. Строгонова. СПб.: Питер. 2008.

1.  Интернет журнал «Вебпланета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.webplanet.ru/news/internet/2006/4/18/technorati_research.html.

2.  Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. - М.: ОГИ, 2004. 288 стр.

3.  Лелька [Электронный ресурс]. Молодежная стрелка. Что такое сорокомания. - Режим доступа: http://www.stinfa.ru/26402.

4.  FidoNet [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fido-online.com/.

5.  Иткин В. [Электронный ресурс]. Книжная витрина. Интервью с Т.Б. Щепанской. - Режим доступа: http://www.top-kniga.ru/kv/interview/interview.php?ID=7704.

6.  Крысин Л.П. Иноязычные слова в современной жизни // Русский язык конца ХХ столетия. - М., 1996.; А.И. Дьяков. Причины интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке. Philology.ru . Русский филологический портал.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/dyakov-03.htm.

7.  Студия Артемия Лебедева. Артемий Лебедев § 143. Знаки препинания в нестандартных ситуациях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/143/.

8.  КАППП [Электронный ресурс]. Интернет субкультура - Режим доступа: http://www.kappp.com.ua/klubel/subkult/net_subkult.html.

9.  Щепанская Т. Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. С.34-85

10.  Dimok [Электронный ресурс]. 10 правил написания вашего самого популярного поста - Режим доступа: http://blogtips.ru/10-pravil-napisaniya-vashego-samogo-populyarnogo-posta.

11.  Yandex on blogosphere spring. [Электронныйресурс]. 2008. Яндех. Блогосфера российского интернета. Информационный бюллетень.

12.  Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. [Электронный ресурс]-. 2006. Режим доступа: http://wiki.laser.ru/index.php/Блог:_виртуальный_дневник_реальной_личности._Блоггеры_и_межличностное_взаимодействие_в_блогах

13.  Сервис онлайн-опросов «Глас Рунета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://subscribe.ru/archive/media.vox/200702/19102857.html/.

14.  Сайт Sub-Culture.ru. Интернет-субкультуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sub-culture.ru/inet.php

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.