KZ

Главная страницаСлужить людям
Учитесь учиться! Наставления Д. С. Лихачева
Учитесь учиться! Наставления Д. С. Лихачева
24 марта 2022    Автор / М. К. Таипова, к. п. н., начальник отдела аналитики, мониторинга и педагогических измерений, НИГРЧ, г. Алматы

О таких людях говорят – совесть нации.

Дмитрий Сергеевич Лихачев действительно был совестью нации: в годы страшных сталинских репрессий он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох. 

Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич, по его собственным словам, всю жизнь учился: у древних эпох, памятников родной истории и старины, мудрости у древнерусской литературы, изучением которой занимался десятки лет, у своего собственного жизненного опыта, накопленного за все пережитые трагические события XX столетия…

Но и в тяжелейших жизненных испытаниях Лихачев оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам.

В 1980-х годах, уже будучи пожилым человеком, ученый собрал свои заметки и наблюдения, посвященные родной культуре, образованию и воспитанию, и составил на их основе своеобразное послание молодому поколению. Свой труд он назвал просто – «Письма о добром и прекрасном».

Эти письма не просто мысли большого ученого и мыслителя, много совершившего в жизни и заслужившего мировое признание. Это еще и послания десятков поколений предков, предшественников, жизнь и культуру которых ученый так хорошо знал…

Заканчивая свой труд, в последнем письме Лихачев так отзывается о своей работе: «Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам».

По своей сути эта книга – голос человеческой культуры, ее послание нам – живущим ныне; это мудрость и опыт тысячелетних традиций, открытых и изученных великим исследователем…

Пожалуй, главная цель молодого человека сегодня – усвоение знаний, освоение профессии или того, что может помочь в будущей работе, чтобы стать, как сейчас принято говорить, «конкурентоспособной личностью».

И действительно, ранняя профилизация, обилие научно-технических знаний и навыков уже в средней школе – это приметы сегодняшнего дня в образовании. В таком упрощенном подходе к задачам, которые ставит перед собой учащийся (или перед ним школа), ученый видел большой недостаток.

Среди «Писем о добром и прекрасном» есть одно, под номером 26, которое называется «Учитесь учиться!»

«Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина.

Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются.

Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро…

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которая приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить кукол (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться? Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.

Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!»

Ту же мысль ученый развивает в своей программной статье «Экология культуры».

«Во все времена, в любом обществе без культуры и нравственности не могут действовать законы экономики, юриспруденции, законы исторические, ведь любое появление тиранов тормозит развитие общества, хотя может показаться, что «добрая тирания» может загнать общество в счастливое будущее...

В ХХ столетии роль этики, сами этические принципы усложнились чрезвычайно. Нравственность нужна особенно в современном обществе. Почему? А ведь мы не замечаем, что живем в последние десятилетия в совершенно особом мире... Изменилась планета, на которой мы живем: стала маленькой, перенаселенной и чрезвычайно зависимой от нас.

В самом деле, мир науки невероятно усложнился по сравнению с тем, каким он был десятки лет назад. Требуют своего этического рассмотрения цели и способы ряда научных экспериментов. От каждого ученого требуется нравственность в «тысячи вольт напряжения». Стоит совершить ошибку в опыте, который стоит иногда сотни тысяч и миллионы рублей, и скрыть эту ошибку, подтасовать факты, нарушить товарищество ученых, как «полетят» выводы целой отрасли науки или затормозятся надолго. Мы знаем это на примерах Лысенко, Марра, Вышинского…

Вспомните войну против кибернетики, генетики, космополитизма, формализма... В науке сейчас нужны не только честь, честность вместо честолюбия, лести, подхалимства, но и осторожность, скромность, полное осознание масштабов себя и всего своего...

Допустимо ли создание удобрений, вредно отражающихся на природе и на человеке-потребителе? А в промышленности? Все большее значение приобретает качество, а не количество: будет ли это качество бетона, металла, готовых изделий «всех кругов жизни», которые легко из кругов мечтаемого рая могут стать кругами ада. А в медицине? В армии? Сколько нравственных проблем решает водитель транспорта, строитель плотины, нефтепровода, работник АЭС...?»

Действительно, недобросовестно выполненная работа может привести даже к катастрофам, превратить жизнь высокоразвитой цивилизации в настоящий ад.

Недобросовестно сделанная работа... Вот, наверное, очень важное слово для описания «ситуации бесполезных знаний». Это слово «недобросовестно».

Задумайтесь над его смыслом, над его этимологией. «Добросовестно» не значит просто «на высшем уровне», «качественно», это значит «по совести» и «на совесть»…

Добро, совесть. Казалось бы, понятия, далекие от науки и техники, от сферы любых высокотехнологических разработок. Однако оказывается, что условием полезности любого знания является добросовестность при его применении.

Если рассуждать отвлеченно, знания и нравственность, знания и культура – понятия, не связанные напрямую. Но если задуматься над тем, как человеческие знания функционируют, как и в каких ситуациях, в каких условиях люди пользуются ими, то становится очевидной взаимосвязь между наукой, техникой, политикой, медициной, вообще любой деятельностью человека и «доброй совестью».

Эту функциональную зависимость великий исследователь культуры Лихачев назвал экологией культуры. Как и в природе, в реальной человеческой деятельности все внутренне взаимосвязано, и знания, лишенные нравственного и культурного осмысления, не сопровождающиеся приобретением навыков «доброй совести», оказываются «неэкологичными». Ведь человек применяет свои знания среди других людей, часто для других людей, и без нравственной основы здесь не обойтись.

В письме под номером семь ученый рассматривает понятие нравственность как великую объединяющую силу: «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадание требует своего полного возрождения и развития».

Навыки нравственного, сострадательного отношения к другим, осознание и ощущение своего духовного единства с другими – не это ли лучшая школа «добросовестных отношений»?

Культура это постоянный опыт «доброго и прекрасного», и этот отсеянный культурой чужой опыт через религию, искусство и прочее становится нашим, усваивается нами. При этом, по мнению Лихачева, утрата упомянутых (высших) сфер в культурной жизни становится экологической катастрофой культуры...

В письме шестом «Цель и самооценка» Дмитрий Сергеевич пишет: «Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, хозяина роскошной дачи, часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека…

Главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах или неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, всей Вселенной».

А в самом последнем письме (письмо 46 «Путями доброты») мы читаем: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Лихачев имел полное право закончить книгу своих писем простыми словами: «Поверьте мне!» Ведь самое удивительное то, что Дмитрий Сергеевич умел быть счастливым и в таких страшных обстоятельствах, когда, наверное, сам вопрос о счастье становится бессмысленным. Его воспоминания о годах, проведенных в Соловецком лагере особого назначения, о времени Ленинградской блокады и других тяжелых испытаний, доказывают, что этот совершенно удивительный человек умел видеть и запоминать среди окружающих его ужасов эпохи доброе и прекрасное. И именно это позволяло ему испытывать радость, делало его счастливым.

Принципы этой «науки быть счастливым» выдающийся ученый и постарался изложить языком, доступным современному человеку, в своих «Письмах о добром и прекрасном».

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.