KZ

Главная страницаСлужить людям
Эрих Фромм: человек не может жить без веры
Эрих Фромм: человек не может жить без веры
15 апреля 2022    Автор / Эрих Фромм

Человек может играть множество ролей

и быть субъективно уверенным,

что каждая из них – это он.

На самом же деле человек разыгрывает

каждую роль в соответствии со своими представлениями

о том, чего от него ждут окружающие;

и у многих людей, если не у большинства,

подлинная личность полностью задушена

псевдоличностью.

«Бегство от свободы», Э. Фромм

 

Э́рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm, 1900–1980) – немецко-американский философ, психолог, социолог, ученик Зигмунда Фрейда, главный представитель неофрейдизма.

Главная тема творчества Эриха Фромма, почти всю жизнь посвятившего изучению подсознания, – противоречия человеческого существования в мире. Особенное значение для психологии имеет анализ Фромма:

двух способов существования человека: «иметь» и «быть»;

проблемы человеческой свободы и ее видов: «свобода от» и «свобода для»;

проблем социального, т. е. типичного для той или иной эпохи или культуры;

характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (например, рыночный характер и др.).

Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления – это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: «экзистенциального» и «исторического».

Экзистенциальная составляющая – человек, изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно».

Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

Исторические противоречия не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

Новое в его взглядах, по сравнению со взглядами Зигмунда Фрейда, состояло в проявлении большего внимания к социальным вопросам. Фромм, опираясь на достижения современной науки, предложил собственный путь к переустройству общества.

Главное подспорье на этом пути – человеческий разум, самостоятельно ищущий выход из всех неразрешимых ситуаций. Фромм говорил: «Как нельзя создать подводную лодку, только читая Жюля Верна, так невозможно создать гуманистическое общество, лишь читая книги пророков». Эту формулу мыслитель воплотил в собственном творчестве, сумев преодолеть различные влияния и стать самобытным философом XX в. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, он стремился разрешить основные противоречия человеческого существования.

Пути выхода из кризиса современной цивилизации Фромм видел в создании «здорового общества», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики. Основные сочинения: «Бегство от свободы» (1941), «Психоанализ и религия» (1950), «Революция надежды» (1964) и др.

 

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне в благочестивой еврейской семье. Отец его торговал виноградным вином, дед и прадед по отцовской линии в свое время были раввинами. Мать – Роза Краузе - происходила из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Семья жила в соответствии с традициями добуржуазной эпохи – в духе религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов.

Эрих получил хорошее начальное образование. Гимназия, в которой он изучал латынь, английский и французский языки, пробудила в юноше интерес к ветхозаветным текстам. Ветхозаветные картины универсального мира, где соседствуют овца и лев, очень рано привлекли внимание мальчика, а позднее дали толчок к размышлениям о жизни человеческого общества и к идеалам интернационализма.

В 1914 г. Фромм, будучи подростком, испытал настоящее потрясение от начавшейся Первой мировой войны, встретив известие о ее необычайных масштабах с болью и недоумением. Война вызвала в душе 14-летнего мальчика настоящее смятение – он не мог ответить на волновавший его вопрос: что заставляет миллионы людей убивать друг друга?

Возможно, именно ужасающий характер войны повлиял впоследствии на формирование гуманистических принципов, отраженных во всем его философском и публицистическом творчестве. Одновременно подросток пережил и первое личное потрясение. Большой друг семьи Фроммов, красивая молодая женщина, художница, покончила с собой после смерти любимого отца, выразив последнюю волю – быть похороненной рядом с ним. Это породило у юноши мучительные раздумья над вопросами любви и жизни. Эти размышления, попытки понять мотивы человеческого поведения послужили поводом для серьезного увлечения психоанализом, который в то время благодаря Фрейду получил широко распространение.

Еще в юношеские годы, когда Фромм изучал Тору и Талмуд, зародилась мысль, которую он высказал много лет спустя: «История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития». Позже эту идею с энтузиазмом подхватило поколение молодых бунтарей шестидесятых.

В 1918 г. он начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университетах, где среди прочих его учителей были такие крупнейшие обществоведы, как Макс Вебер, Карл Ясперс и Генрих Риккерт.

Фромм рано знакомится с философскими работами Карла Маркса, которые привлекли его прежде всего идеями гуманизма, понимаемого как «полное освобождение человека, а также создание возможностей для его самовыражения». Другим важнейшим источником его личных и профессиональных интересов становится теория влечения Зигмунда Фрейда.

К профессиональным интересам Э. Фромма относится и учение дзен-буддизма. Он воспринимал его как озарение и в течение всей жизни исповедовал принципы древней восточной мудрости.

Идеи самоактуализации явно прослеживаются в его суждении: «Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность».

В 1933 г. Фромм покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк. Здесь он продолжает изучение социально-психологических проблем авторитарности. По результатам своих исследований он написал книгу «Бегство от свободы» (1941), которая сделала ему имя в Америке.

Оторвавшись от немецких корней, он полностью оказывается в американском окружении; работает во многих учебных заведениях, участвует в различных союзах и ассоциациях американских психоаналитиков, а когда в 1946 г. в Вашингтоне создается Институт психологии, психиатрии и психоанализа, Фромм активно включается в систематическую подготовку специалистов в области психоанализа.

Эрих Фромм никогда не был ординарным профессором какой-либо кафедры, он читал свой курс на междисциплинарном уровне, всегда умел не только связать воедино данные антропологии, политологии и социальной психологии, но и проиллюстрировать их фактами из собственной клинической практики; он был воистину блестящим лектором и любимцем студенческой молодежи.

Его научная и политическая деятельность охватывала обширные отрасли науки и человеческих знаний. Но в каждом своем исследовании, будь то дзен-буддизм, фрейдизм, анализ фигур современных тиранов или рассмотрение различных психотипов, Фромм всегда придерживался гуманистической направленности.

Постепенно он отошел от теории Фрейда и уже в 1950 г. сформулировал собственную концепцию личности, которую назвал «радикальным гуманизмом». Эта концепция диалектична, поскольку рассматривает самые противоречивые черты общества и человека: биологическое и социальное, эгоизм и альтруизм, технократизм и гуманизм, тиранию и свободу. Фромм полагал, что именно социальные факторы определяют содержание человеческой жизни. Общество, основанное на накоплении богатства, как и общество с тоталитарным режимом, не могут быть истинной моделью развития.

Но не в этом его главная заслуга, а в том, что он был большим мыслителем и великим гуманистом, и предметом его пожизненного научного интереса был человек.

 

Причины пересмотра Фроммом концепции Фрейда достаточно очевидны. Это прежде всего бурное развитие науки, особенно социальной психологии и социологии. Это и потрясение, которое Фромм сам перенес в связи с приходом к власти фашизма, вынужденной эмиграцией и необходимостью переключения на совершенно новую клиентуру. Именно практика психотерапии на Американском континенте привела его к выводу о том, что неврозы XX в. невозможно объяснить исключительно биологическими факторами.

Для Фромма неврозы – это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку. Во многих случаях невротические симптомы – это конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека. «Неврозы – это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешенных моральных конфликтов».

Фромм приходит к созданию своей собственной концепции «нового человека и нового общества». Несмотря на все различия во взглядах радикальных гуманистов, их принципиальные позиции совпадают по следующим пунктам:

производство должно служить человеку, а не экономике;

отношения между человеком и природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации;

высшей целью всех социальных мероприятий должны быть человеческое благо и предотвращение человеческих страданий;

не максимальное потребление, а лишь разумное потребление служит здоровью и благосостоянию человека.

 

Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, – это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность.

В 1941 г. вышла первая книга Фромма под названием «Бегство от свободы». В ней он изложил основные положения социальной философии, которые развил и модернизировал в других сочинениях, среди которых «Человек как он есть», «Здоровое общество», «Сердце человека».

 

Закончилась Вторая мировая война. Но Фромм не вернулся в Германию. Все его научные интересы сосредоточились на обосновании «нового гуманизма» и на изучении отношений между человеком и обществом. Он поселился на берегу моря в Гуэрнавако (Мексика), работал профессором психоанализа в Национальном университете, сотрудничал с прогрессивными латиноамериканскими учеными, периодически выезжал с лекциями в США. Здесь он женился на «очаровательной Аннис», которая составила его счастье на долгие годы. По проекту Аннис они построили собственный дом на берегу океана, вместе изучали испанский язык и вместе путешествовали. В середине 1970 гг. они навсегда покинули Мексику и переехали в Швейцарию, где и остались до конца его дней.

1950 годы примечательны особым вниманием к социально-теоретическим и социально-политическим проблемам. Среди трудов Фромма этих лет – лекции «Психоанализ и религия», анализ эпоса «Сказки, мифы и сновидения» (1951), философская работа «Здоровое общество» (1956).

В начале 1960 гг., т. е. задолго до того, как кто-либо из политиков заговорил о возможности разрядки в международных отношениях, в частности, между двумя сверхдержавами – СССР и США, Фромм писал о необходимости «здорового рационального мышления ради безопасности во всем мире». Осенью 1962 г. он приезжал в Москву, принимая участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению.

Мыслитель организовал конференцию по проблемам гуманизма, где гуманисты разных стран и народов получили возможность сформулировать главную цель гуманистического социализма – создание условий для самореализации свободного, разумного и любящего человека.

Фромм считал, что гуманистический социализм несовместим с бюрократической системой, потребительством, вещизмом и бездуховностью. В 1960 г. он пишет научную автобиографию под названием «По ту сторону от иллюзий» (1962), а также важнейшие «труды своей души» – «Психоанализ и дзен-буддизм» (1960) и «Душа человека» (1964). В конце 1960–начале 1970 гг. он занимается в основном исследованием корней и типов человеческой агрессивности и пишет труды «Революция надежды» (1968) и «Анатомия человеческой деструктивности» (1973).

В последнем на основе анализа характеров Гитлера, Гиммлера, Сталина дается всестороннее исследование различных личностных и социальных факторов, которые воспитывают в людях садистские и деструктивные наклонности. В работе «Забытый язык» анализируется символизм в снах, сказках и мифах и критикуются теории сновидений Фрейма и Юнга как односторонние. В этой работе он излагает точку зрения, что символический язык является «универсальным языком, посредством которого человеческая раса развивается».

Популярность Фромма в Европе достигла апогея после публикации его последней крупной книги «Иметь или быть?» (1976).

Тема любви к человеку оказалась в центре фроммовской социально-философской концепции, а книга «Искусство любить» (1956) стала бестселлером на долгие годы, была переведена на 25 языков мира, включая китайский, корейский, индонезийский, исландский.

Каково же отношение Фромма к проблеме любви? В начале 1920-х гг. он сформулировал различие между материнской и отцовской любовью к ребенку, которая состоит в том, что мать любит детей безотносительно к их заслугам, в то время как отец – за послушание и за то, что обнаруживает в них свои собственные черты.

Фромм считал, что способность любить дана не каждому – это редкостный дар и ценнейшее из искусств, и именно этот дар открывает человеку путь к свободе, т. е. к цели существования.

Любовь – это единение одного человека с другим при условии сохранения самобытности каждого; это действие, а не покой, активность, а не восприятие. Любить – это значит давать, а не брать. Человек отдает другому то, что представляется ему наиболее ценным, – часть своей жизни: чувства, знания, переживания. И делает это отнюдь не для того, чтобы получить что-то взамен: само «отдавание» является утонченнейшим наслаждением. Любовь (во всех своих формах) зиждется на таких элементах, как забота, ответственность, уважение и знание.

Любовь, по Фромму, – это деятельное постижение иного существа, такое познание, при котором происходит как бы слияние с ним. В любви, в самоотдаче человек открывает и находит себя, а вместе с собой – другую личность. Любовь обусловлена определенным личностным даром. Великое заблуждение считать, что сила любви к одному человеку доказывается безразличием ко всем остальным. Любовь есть всеобъемлющая духовная активность: если я истинно люблю кого-нибудь, я люблю весь мир, я люблю жизнь.

В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. При этом он выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».

По мнению Фромма, общество должно быть таким, чтобы человек в нем был связан с человеком любовью, узами братства и солидарности, «которые дают ему возможность преодолеть свою природу посредством творчества, а не посредством разрушения, в котором каждый ощущает собственное «я», воспринимая себя субъектом собственных сил, а не подчинения, в котором система ориентации и приверженности существует без принуждения человека к разрушению реальности и поклонению идолам».

В сегодняшнем мире единственным достойным и надежным противодействием иррациональной деструктивности остаются только разум и добрая воля. «Здоровое общество», о котором размышлял Фромм, все еще не построено. Одиночество, отчуждение, бегство от угнетающей реальности в мир наркотических иллюзий, психопатология в обыденной и общественной жизни, изнурительная рутина сизифова труда – разве это не наши сегодняшние проблемы?

Поэтому и сегодня актуально звучат слова Фромма: «Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех, или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности».

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.