KZ

Главная страницаСлужить людям
Духовность в зеркале философско-психологических учений
Духовность в зеркале философско-психологических учений
21 апреля 2022    Автор / И. М. Ильичева, д. психол. н., профессор, декан социально-психологического факультета Государственного социально- гуманитарного университета, г. Коломна, РФ

Духовность можно определить как состояние расширения сознания, которое опережает возможности самоидентификации субъекта.

Духовное сознаниеэто движущееся самосознание, это становление субъективного бытия. Духовность можно представить как самосознание, скорость погружения которого в «тело» сознания значительно опережает прирожденное ему стремление к самозамыканию. Это опережение возможно потому, что внутреннему горизонту сознания есть куда двигаться. Сознание, обращенное к себе как к субстанциональному субъективному бытию, узнает свою целостность как актуальную бесконечность. Таким образом, духовность – это лишь такая деятельность сознания, которая ориентирована на его бесконечность и целостность.

Духовность как восхождение личности, как обретение культуры открывается и решается человеком каждый раз заново и только для себя в каждом историческом времени. Главным является не приобретение знаний, а их смысл и цель. Следовательно, духовностьэто проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.

Следовательно, содержание духовности объединяет мысль, знание и чувство, а сама духовность выступает как определенное качество человеческого бытия.

Духовностьэто высший уровень освоения человеком своего мира и отношения к природе, обществу и самому себе, это выход человека за рамки узкоэмпирического бытия, преодоление себя вчерашнего в процессе обновления и совершенствования, восхождения личности к своим идеалам, ценностям и реализация их в своем жизненном пути. Это проблема жизнетворчества.

 

Проблема духовности в работах философов Нового времени

В философии Нового времени получает дальнейшее развитие теологическая концепция духовности. Однако крепнет и развивается идея духовности в тесной связи с проблемой человека и его отношений с окружающим миром. Духовность ассоциируется с совершенствованием человека, обретением им позиций гражданина и высоконравственного существа.

Духовность рассматривается в связи с осознанием личностью фундаментальных ценностей человеческой жизни, смысла бытия, обретением самого себя. Достижение духовности тесно связано с волей как желанием и возможностью самосовершенствоваться.

 

Русская философия о духовности и назначении человека

У Я. П. Козельского духовность рассматривается как совершенство, а воля как способность желать совершенства и добра.

К вопросам духовности и воли обращается Н. И. Новиков, размышляя об индивидуальном развитии психики. Новиков различал образование разу­ма и образование сердца. Одной из важнейших сторон образования сердца является формирование добродетелей, т. е. положительных черт характера, нравственности. Главным в человеке, по Новикову, является отношение к другим людям и к обществу. К числу добродетелей он относит «повинове­ние, уступчивость», жертвенность, что приводит к достижению силы духа, которая проявляется «во владычестве над собой». Человек, достигший совершенства, обладает гармонией разума и воли, достигает духовности.

Б. П. Вышеславцев связывает духовность с бессмертием человека и безграничностью его психического бытия. Психическое бытие не исчерпывается сознанием, вся полнота души – в подсознании, в ней «все времена». Душа всевременная и не подчинена времени. В этом – источник духовности…

Человек микрокосмичен, он содержит в себе элементы космоса, все ступени бытия. Таким образом, идея духовности заложена в самом человеке и проявляется в его связи со временем, историей, в соединении всех времен в едином духовном пространстве личности.

Размышляя о жизни человека и мира, В. С. Соловьев вводит понятие идея жизни. Идея отличается не только от внешней, но и от внутренней природы: не только внешние физические силы должны служить средством и орудием, материальным условием для осуществления известного содержания, но также и духовные силы.

К духовным силам Соловьев относит волю, разум, чувство, которые имеют значение как способы осуществления определенного содержания. Мысли, чувства и желания человека определяют начало, цель и предмет его духовных сил и духовной жизни. Вследствие способности к рефлексии человек подвергает суждению и оценке все фактические данные своей внутренней и внешней жизни. Воля, разум и чувства составляют три сферы духовной жизни, которые постоянно подвергаются рефлексии в силу особенностей человеческой природы. Это, как отмечает Соловьев, силы единого духа.

Н. А. Бердяев отмечает связь духовности человека с ответственностью. По его мнению, человек с сильно выраженной духовностью – это человек, способный принять на себя ответственность за судьбу человечества и мира. Глубинное «Я» человека всегда связано с духовностью. Дух есть начало, синтезирующее и поддерживающее единство личности. Человек должен постоянно работать над собой. Бердяев называет это творческим актом по отношению к самому себе, что представляет собой самосозидание личности, постоянную борьбу с «множеством моментов». «Каждая страсть, которой одержим человек, может создать «Я», которое не есть настоящее «Я»... В борьбе за личность происходит процесс распадания, а также синтеза и интеграции. Человек более нуждается в психосинтезе, чем в психоанализе, который сам по себе может привести к разложению и распаду личности. Духовность, идущая из глубин, и есть та сила, образующая и поддерживающая личность в человеке».

 

Духовность в философско-психологических исследованиях Востока

В целом для современной индийской философии характерно рассматривать духовное развитие человека в русле трех направлений: этическом, интеллектуальном и психоэнергетическом.

Этическое направление является важнейшим. Здесь законами этики выступают любовь, сострадание, терпимость, готовность жертвовать собой. Любовь можно развить двумя способами: через материальные ценности, приобретаемые ради другого (экзотерическим способом), и через восприятие любви как всевозрастающего счастья, что является следствием духовного роста.

Духовная работа возможна лишь в состоянии внутреннего покоя. Достижение покоя осуществляется разными способами, важнейшим из которых является осознание себя как сгустка энергии и упражнений, направленных на управление этой энергией.

Особое направление в исследовании проблем духовности имеет место в учении Шри Ауробиндо. По мнению этого философа, все несовершенство мира (истощение ресурсов, экологические проблемы и т. п.) связано с недостаточным развитием духовного компонента в человеке. Общество, основанное на духовных принципах, будет отличаться от обычного в двух направлениях.

Первое основано на разных подходах к человеку. В стандартной организации человеческого общества преобладают стадные инстинкты, которые подкрепляются многочисленными институтами, призванными поддерживать укоренившееся бытие и привычки полезности. Нормальное же человеческое общество исходит из признания человека как существа витального, физического и ментального. Такое общество создает условия для интеллектуального и духовного развития человека, а не укрепления суще­ствующего порядка общественной организации. Одного здорового тела для нормальной жизни недостаточно, подчеркивает Ауробиндо. Необходимо ак­тивное «очищение ума». Подлинный прогресс возможен в обществе, которое обращается к субъективности человека – его душе. Душа является человеку как средство для познания и открытия законов своего бытия.

Главный закон человеческой жизни заключается в том, что человек не может существовать отдельно от духа. «Там, – замечает Ауробиндо, – где жизнь отвергает дух, либо дух отвергает жизнь, возможно самоутверждение внутреннего существа… Истинное и полное духовное стремление в обществе будет рассматривать человека не как ум, жизнь и тело, а как душу, воплощенную для божественного осуществления на Земле, а не только в небесах над нами».

По мнению Ауробиндо, общество должно рассматривать жизнь, ум и тело как первые инструменты души, задача которых одухотворить его. Духовное стремление означает, что человек по мере его роста должен в своем бытии иметь столько духовного пространства, чтобы развить и раскрыть свои способности. Истинная духовность предполагает наличие у человека свободы ошибаться и искать истину. Общество должно способствовать этому динамичному человеку. Духовное стремление, с другой стороны, будет пытаться осуществить себя в полноте бытия, ему чужд аскетизм.

Чрезвычайно ценной у Шри Ауробиндо является идея о том, что человек развил новую силу бытия – «душу-силу», которая трансформирует его сущность. Секрет трансформации лежит в перенесении нашего центра жизни в более высокое сознание и в изменении нашей главной силы жизни. Этот переход является более серьезным, чем переход от витального ума животного к мыслящему уму. Центральной должна быть при этом не воля к жизни, называемая витальной, а духовная воля, о которой человек имеет лишь смутные представления.

Во многих аспектах своего бытия человек находится на пересечении двух тенденций: реалистической и идеалистической. Реальность кажется человеку более реальной, так как она опирается на расчет и уже достигнутое. Идеальное кажется предметом мысли и слов, хотя, по мнению Ауробиндо, оно более правильно и человечно. Высшее совершенство человека и заключается в нахождении себя в этом идеальном. Нахождение себя означает нахождение и признание силы духа в себе.

Таким образом, в человеке должно быть достигнуто изменение от ментальности к духовности с помощью свободы, предоставленной ему. Эта свобода будет, в первую очередь, свободной от эгоизма и станет главной чертой человека. Одухотворенное общество будет заботиться о том, чтобы рассматривать своих членов (от святого до преступника) не как единицы социальной проблемы, а как души страдающие, запутавшиеся, растущие. Основная цель общества – спасти их. Цель экономики будет заключаться в создании для каждого человека радостной работы согласно его натуре и свободного досуга для роста и духовного развития, что позволит ему реализовать свои возможности. Самым чтимым законом будет закон роста нашей внутренней свободы.

 

Итак, основные направления в исследовании духовности убеждают нас в важности и необходимости обращения к этой проблеме для решения вопросов обучения и воспитания человека для реализации его жизненной энергии и заложенных в нем возможностей. Различные подходы к проблеме духовности едины в понимании того, что духовность является результатом усилий самого человека и одновременно средством его саморазвития.

В ходе духовного развития происходит одухотворение природных сил человека, изменяются его психические свойства, формируется мораль. Прогресс науки, общества и промышленных технологий невозможен без формирования духовности как высшего выражения человечности, развития человека от инстинкта к разуму, от эгоизма к альтруизму, от зла к добру, от греха к добродетели.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.