KZ

Главная страницаСлужить людям
Мы живем в космосе, и космос живет в нас
Мы живем в космосе, и космос живет в нас
26 апреля 2022    Автор / Бахтияр Кенесбеков

Человечество не останется вечно на Земле…

Планета есть колыбель разума,

но нельзя же вечно жить в колыбели…

Константин Эдуардович Циолковский

 

Что такое космос? Еще в далекие античные времена древние греки называли мир (или Вселенную) космосом, что в буквальном переводе означает «порядок».

Космос – это единственная в своем роде природная лаборатория, дающая человеку возможность исследовать ряд вопросов, касающихся мироустройства, познать законы окружающего мира.

Изучение космоса началось еще с самых древних времен, когда человек только учился «читать» по звездам, выделяя созвездия. И только всего 400 лет назад после изобретения телескопа астрономия начала стремительно развиваться, принося в науку все новые открытия…

Современное понятие космос включает в себя все пространство Вселенной, в том числе и Землю, околоземное и межпланетное пространство.

На протяжении своей многотысячелетней истории человечество неоднократно задавалось вопросом о своей сопричастности Вселенной. И хотя идея взаимосвязи и взаимозависимости человека и космоса развивалась в разные эпохи, обретя свое воплощение в древнеиндийской философии, в трудах Платона и Птолемея, Галилея и Коперника, а также в многочисленных мифах и религиозных представлениях различных народов, интуитивно ощущавших свое неразрывное единство со Вселенной, именно русские мыслители XIX–XX столетий осмыслили ее на совершенно ином, качественно новом уровне с позиций глобального планетарного мышления.

В их числе выдающийся русский философ и писатель Елена Ивановна Рерих (1879–1955), чье богатейшее творческое наследие стало доступно для широкого ознакомления и изучения сравнительно недавно.

В сотрудничестве с мыслителями Востока Е. И. Рерих создала учение Живой Этики. Это философия космической реальности, освещавшая вопросы вселенской эволюции человечества. Появление учения было связано с теми процессами, что происходили в науке, культуре и духовной жизни первой половины XX в., в том числе с так называемым «научным взрывом», заложившим основы нового, целостного подхода к изучению окружающей нас реальности.

Многие выдающиеся умы того времени, передовые русские ученые В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, К. Э. Циолковский, философы-космисты И. А. Ильин, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев уже предчувствовали наступающие изменения в истории человечества и возможность его прорыва на новую эволюционную ступень. Судьба человечества, утверждали они, неотделима от судеб космоса и выход в космос, освоение других миров являются для него неизбежными. Их труды оказали огромное влияние на формирование нового планетарного мышления, поэтому учение Живой Этики пришло на подготовленную почву…

Согласно этому учению, мироздание является грандиозной одухотворенной энергетической системой, развивающейся согласно законам космоса, в которой человек – лишь одна из многих структур, тесно связанная и взаимодействующая с остальными. Энергетический обмен, являющийся главной движущей силой эволюции, позволяет человеку повысить свой энергетический потенциал и получить возможность дальнейшего эволюционного продвижения…

Говорят, что удивление – начало познания. Но, перейдя от первоначального удивления к последующему познанию, человек нередко совершает две роковые ошибки: во-первых, кажущееся принимает за действительное и, во-вторых, становится жертвой предвзятых идей. В истории развития наших представлений о космосе эти слабости человеческого мышления проявились особенно ярко. Где бы ни находился человек древнего мира, он всегда видел себя в центре полусферического небосвода, опирающегося своими краями на Землю. Не эти ли непосредственные обманчивые ощущения послужили основой для наивных представлений о небесной тверди, плоской Земле и пресловутом крае света?

Не менее очевидным казалось и то, что Солнце, Луна и все небесные светила вращаются вокруг Земли. И постоянно видя это, трудно было удержаться от соблазна посчитать нашу планету центром мироздания, а себя – «венцом творения». Не на этой ли геоцентрической и антропоцентрической основе покоились все древние системы мира и все древнее религиозное мировоззрение?

Не только смешение «очевидного» и реального послужило причиной многовековых заблуждений человеческой мысли. Мешала предубежденность, слепое преклонение перед авторитетами, забвение той бесспорной истины, что единственным авторитетом в науке должен быть только факт.

Вопреки расхожему мнению о наивности системы Птолемея, она на самом деле была высшим достижением науки той эпохи, так как с достаточной степенью точности могла предсказывать движение планет. Как это ни парадоксально, ее можно использовать даже сегодня для расчета траекторий межпланетных ракет.

Коперник же, слепо веря авторитету Аристотеля, считал планетные орбиты круговыми, и его теория нуждалась в том существенном уточнении, которое дал Кеплер. А позже Ньютон получил законы Кеплера как неизбежное следствие закона тяготения.

Окончательный, сокрушающий удар «очевидной» системе Птолемея нанесли телескопические открытия, начатые Галилеем.

Крушение древних представлений о космосе изменило и отношение к нему. Эти представления никак не располагали к активной деятельности в космосе (даже само сочетание таких слов выглядело совершенно нелепым). Все вокруг Земли и для Земли, и Земля – единственное поприще для практической деятельности человека.

Телескоп раскрыл перед человечеством (пусть поначалу не в полной мере) заурядность Земли и неисчерпаемость космоса. По мере усовершенствования телескопов древние умозрительные идеи о бесконечности Вселенной и многочисленности обитаемых миров приобретали постепенно все большую и большую весомость. Менее чем за четыре века люди достигли таких глубин космоса, до которых даже лучи света доходят за миллиарды лет, – такова стремительность человеческого познания!

Однако, как это ни удивительно, современная астрономия до сих пор так и не нашла решения проблемы «человек и космос»…

Говоря о взаимодействии общества и природы, обычно оперируют масштабом одной планеты – Земли. Однако понятие природа в широком смысле слова охватывает весь объективный материальный мир.

Связь человечества и космоса многие века оценивалась учеными в лучшем случае чисто умозрительно на уровне научных гипотез и догадок. Эти рассуждения носили, как правило, гуманистический характер: «Человек – сын Земли, дитя космоса» и т. п. Изучение вопроса о единстве космоса и всех его оставляющих, включая окружающую среду и человечество, в XX в. переместилось из сферы астрономии и астрологии в философию, практическую космонавтику и астронавтику.

Выдающийся историк Л. Н. Гумилев активно занимался проблемой этногенеза (происхождения народов). Он усматривал прямую зависимость этногенеза от конкретной географической среды, которая, в свою очередь, является фрагментом биосферы Земли, входящей в состав Солнечной системы – участка Галактики. Таким образом, человек и общество являются составной частью Вселенной и существуют в общей цепи иерархической совместимости микромира (человека) с макромиром (космосом).

Гумилев много работал и над концепцией пассионарности. По мнению ученого, само возникновение и дальнейшее развитие этносов напрямую зависит от многих природных, в том числе и космических факторов (солнечной активности, магнитных полей и др.). Развитие этносов определяется главным образом наличием в них особых людей – пассионариев, обладающих сверхэнергией, непреодолимым стремлением к намеченной цели, пусть даже иллюзорной. Именно активностью и деятельностью пасссионариев объясняются, по мнению Гумилева, главные исторические события в жизни народов. Они оказывают влияние на массы путем пассионарной индукции. Деятельность же самих пассионариев, их активность тесно связаны с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами – своего рода географический, а точнее, космический детерминизм…

Большинство людей не имеют своей философии жизни. Они просто плывут по течению, лишенные всякого реального понимания, зачем и почему они существуют. Если они ортодоксально религиозны, то религия может считаться их философией жизни. Но в большинстве случаев это не оказывает никакого заметного влияния ни на их сознание, ни на их поведение. Другие обращаются к политической деятельности или идеологии, выискивая в них свою философию жизни; третьих совершенно не беспокоит этот вопрос, и они просто просаживают свою жизнь день за днем безо всяких раздумий о каком-либо смысле или значении происходящего с ними или вокруг них.

Но если человек соприкасается с каким-либо серьезным учением, он обнаруживает, что философия, в которой человек провозглашается важной частью космоса, составляет основу всего. Эта философия покоится на признании того факта, что человек и космос неразделимы и что каждый из них приобретает свое значение благодаря чему-то, что соединяет их вместе. Это «что-то» и есть великий эволюционный план творения, выражением которого являются Вселенная и все, что ее составляет.

Когда мы начинаем осознавать, что сердцевина нашего «Я» непосредственно связана с творческими силами, вызвавшими к жизни Вселенную, тогда все приобретает новый смысл. Мы находим смысл и цель всюду, во всем, что мы видим, слышим, думаем, говорим и делаем. Мы больше не слоняемся бесцельно по жизни, не понимая ее смысла и не осознавая наше место в ней. Теперь мы знаем, что представляет собой наша индивидуальная роль. Мы все глубже осознаем тот факт, что мы и Вселенная – единое целое и что наша судьба нерасторжимо связана с ней…

Человек живет под властью определенных категорий космического закона, которые поддерживают его на теперешнем уровне развития. Если же он начинает активно работать над собой, заниматься личностным ростом, саморазвитием, то он начинает подчиняться другим категориям космического закона. Эти законы действуют на более высоком уровне, чем те, которыми человек руководствуется в обычной жизни. Они только тогда начинают действовать, когда человек осознает свое нынешнее положение как рабство в плену у жизни и будет готов изменить его, чтобы стать более сознательным существом, работая в осознанной гармонии с высшими космическими законами. Это то же самое, что происходит с зерном: когда оно не в земле, то существует по одним космическим законам, оставаясь просто зерном, и не может быть ничем иным. Когда же оно попадает в почву и получает воду, воздух и солнечный свет, то становится совершенно другим: перестает быть зерном и становится растением.

Так же и человек: его судьба совершенно меняется, когда он начинает работать над собой, стремясь стать лучше.

Однако этого невозможно достичь одним прыжком, это постепенный процесс, требующий многих лет. Но если человек вступил на этот путь, ограничения, которые связывали его в повседневной жизни, исчезают сами собой. Открываются новые перспективы, которые далеко превосходят все, что обычное сознание может себе представить.

Но все это не внезапная метаморфоза. Судьба человека приобретает новое измерение благодаря новому пониманию его истинных взаимоотношений с космосом…

Также очень важное значение имеет то, что эволюция никогда бы не была возможной без предварительной инволюции, т. е. эволюция духа через материальные формы никогда не имела бы места без предварительной инволюции духа в материю. Дух приходит от Абсолюта и облекается во все более плотные формы материальности, чтобы способствовать работе космического сознания. Когда дух достигает своей точки, он начинает возвращение наверх, что и называется эволюцией.

Учение о Вселенной и человеке расширяет нашу духовную сферу, дает подъем и энергию человеческому духу. Оно делает предельно ясным тот факт, что человек – это важный фактор развития Вселенной, работающий на взаимной основе с космосом, при условии, что он действительно осознал свое особое место в космической схеме и знает, как использовать это для блага своей духовной судьбы.

В наше время эта судьба скрыта от подавляющей части людей, в результате чего они ведут совершенно бесцельное существование, которое, несмотря на некоторую награду в виде материальных благ и удовлетворения биологических потребностей, никогда не может дать ощущения полной гармонии и внутреннего умиротворения. Человек чувствует, что ему недостает «чего-то» для полного счастья в жизни, но совершенно не способен узнать это «что-то», пока не начнет понимать, каковы его истинные взаимоотношения с космосом и миром вокруг него…

Все, что ведет человека вверх к его духовной цели, есть добро, а все, что ведет его вниз от этой цели, – зло. Во Вселенной есть нисходящий процесс от духа к все более конкретным формам материи (инволюция) и восходящий процесс от низших форм проявления жизни к высшим ступеням сознания и духовного пробуждения (эволюция). Эти два процесса охватывают всю обширную Вселенную. Следовательно, все, что помогает эволюционному процессу, считается добром, а все, что препятствует, – злом. Все это связано с судьбой человека, который должен стать более сознательным существом и добровольным проводником универсальной созидающей силы, которая вызвала его к существованию для претворения в жизнь великой творческой схемы, выражением которой является Вселенная.

Современный человек, живущий под властью обычаев, традиций, ортодоксальной религии и т. д., обладает приобретенным сознанием, которое определяет его отношение к добру и злу. Но когда человек начинает по-настоящему работать над собой и вступает на путь духовного роста, у него начинает пробуждаться истинное сознание. Это оно безошибочно говорит нам, хорошо или плохо то, что мы думаем, говорим и делаем. Приобретенное сознание может быть различным в разных странах, в разных исторических эпохах; это нечто, что колеблется и изменяется все время. А истинное сознание всегда одно и то же и никогда не изменяется, оно вечно и неизменно…

Вселенная является символом единства в разнообразии. Это значит, что все в ней является выражением одной созидающей силы, выраженной в материальной форме. Поэтому не имеет значения, насколько удивительно кажущееся разнообразие таких форм, – все они имеют основное единство. Вселенная – это одно органическое целое, независимо от того, как различны и разнообразны могут быть ее многочисленные аспекты. Эта истина имеет наиболее фундаментальное значение, которое лучшие умы человечества пронесли через века…

Чем глубже человек пытается проникнуть в тайны мироздания, тем сильнее начинает проявляться существование основополагающего единства, которое ощущается нами как целостность и родство со всем существующим. Постепенно приходит осознание того, что все возникает из одного и того же источника и является внешним выражением его неиссякаемой творческой силы.

Эта творческая сила проявляет себя во всем, и ее законы действуют также во всем. Мы не можем находиться в стороне и наблюдать эти законы в действии, ибо они работают в нас. Мы и все остальное являемся предметом их власти как символы одной творческой энергии, которая вызвала к жизни нас и весь мир.

 

Литература

1.    Шапошникова Л. В. Философия космической реальности. – М., 2016.

2.    http://www.zoofirma.ru/biologija/geliobiologija/112-chelovek-i-kosmos.html

3.    https://psy.wikireading.ru/140647

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.