KZ

Главная страницаСоветы психолога
Психологический подход к формированию конструктивной самооценки в начальной школе
Русанова А.И.

Автор: Русанова А.И.

педагог-психолог

Советы автора:

1
22 января 2020    Раздел / Образование

Человек-главное богатство Земли. В человеке сконцентрирована энергия идей, действий, способностей разрушать, созидать, преобразовывать себя и окружающий мир. Позитивно активная творческая личность с адекватной конструктивной самооценкой – запрос Времени и Жизни.

Практический опыт работы педагогом – психологом в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе показал необходимость акцентирования внимания на формировании адекватной конструктивной самооценки на всех этапах образовательного процесса во всех видах деятельности.

Самооценка – это качественная, количественная, эмоциональная, рефлексивная характеристика себя, своих возможностей, своих взаимодействий с объектами окружающего мира и самим собой на основании объективных и субъективных критериев.

Самооценка – составляющая часть образа «Я», «Я – концепции» человека. Искаженное формирование самооценки в детстве приводит к необратимым последствиям в дальнейшей жизни. Необходимо с самого начала формировать адекватную конструктивную самооценку. Это такая характеристика, которая отражает анализ человеком своих действий с указанием на способы решения проблем с учѐтом своих возможностей и реальных условий среды.

Ориентация на возможность самому регулировать свою деятельность, ставить цели, достигать результаты, предвосхищать возможные ошибки, исправлять уже допущенные просчеты, находить новые способы решения проблем является одним из универсальных действий, необходимых на протяжении всей жизни человека.

Учитывая вышесказанное, нами была разработана программа «Я учусь управлять собой». Практика показала необходимость включения работы по формированию конструктивной самооценки во все разделы программы «Я учусь управлять собой». Методологическим основанием структурирования материалов служат ключевые позиции системно-деятельностного подхода концепции развития универсальных учебных действий в рамках создания Государственных стандартов общего образования. В системе непрерывного образования «умение учиться» – универсальные учебные действия – являются ключевыми компетенциями. Они обеспечивают сознательное и активное усвоение социального опыта, познание себя, себя в мире, мира в себе, являются фундаментом ценностно-смысловых основ личности. Составляющей всех универсальных действий является адекватная конструктивная самооценка. Формирование адекватной конструктивной самооценки в рамках программы «Я учусь управлять собой» направлено на обеспечение развития универсальных учебных действий.

Обеспечение умения конструктивно оценивать процесс развития личностных универсальных действий:

Самоопределение: Я – ЧЕЛОВЕК – высокоорганизованное живое существо. Кто и какой я член семьи? Кто я и какой ученик, житель данной местности, страны, мира? Я учусь определять своѐ место в мире.

Смыслообразование: Я учусь оценивать свою необходимость в жизни: зачем я живу на Земле, зачем я учусь учиться, зачем мне изменяться самому и преобразовывать мир вокруг себя? Зачем я учусь сравнивать свои оценки с оценками других людей. Я учусь оценивать внешние и внутренние причины изменений для того, чтобы понимать себя. Я оцениваю свою способность осмысленно действовать и реализовывать свой потенциал.

Нравственно-этическая ориентация: Мне интересно оценивать каждое правило применительно к себе: что мешает, а что помогает мне решать проблемы и осознавать себя человеком активным, умным, гуманным, самостоятельным, творческим, ответственным. Мне интересно оценивать причины моих действий на основе правильного выбора с позиций гуманизма и ответственности.

Целеполагание: Мне интересно учиться оценивать свои умения правильно выбирать и ставить цели, стремиться к цели, определять главные и второстепенные цели, делать правильный выбор средств достижения цели, прилагать усилия для достижения результатов, оценивать промежуточные и конечные результаты, корректировать цели на основе оценки результатов. Я учусь конструктивно оценивать свои желания и мечты в соответствии с адекватной оценкой своего потенциала.

Обеспечение умения конструктивно оценивать развитие регулятивных универсальных действий:

Рефлексия: Мне интересно оценивать свои умения прислушиваться к себе, наблюдать за собой как бы со стороны и осознавать, что со мной происходит. Я учусь оценивать регулировать своѐ состояние во время деятельности – перед началом выполнения действий – во время выполнения действий – после окончания деятельности. Я учусь понимать и адекватно принимать оценку своей деятельности учителем и сверстниками. Учусь сам оценивать деятельность сверстников и учителя. Я учусь конструктивно оценивать свою деятельность, сравнивать свою оценку с оценками результатов моей деятельности другими людьми. Учусь оценивать свои неудачи и успехи в зависимости от приложенных усилий по достижению цели.

Самоконтроль: Мне интересно учиться оценивать свои умения самому себя контролировать. Я учусь оценивать своѐ умение видеть указанную ошибку и исправлять еѐ по указанию взрослого. Я учусь оценивать своѐ умение сохранять заданную цель. Я учусь оценивать своѐ умение контролировать свою деятельность по результату.

Саморегуляция: Мне интересно учиться оценивать свои умения регулировать внутреннее состояние, поведение, мыслительные процессы. Я учусь оценивать изменения в ходе процесса саморегулирования. Я учусь оценивать умения управлять своей активностью: желанием действовать для достижения ближайшей цели, сохранять высокий уровень работоспособности на протяжении уроков, умением восстанавливать энергию для достижения перспективных целей.

Самоорганизация действий: Мне нравиться самому оценивать свои умения организовывать действия. Я учусь оценивать умения действовать по алгоритму: 1. Ставлю цель. 2. Планирую. 3. Прогнозирую. 4. Контролирую. 5. Оцениваю. 6. Корректирую.

Целеустремлѐнность: Мне интересно оценивать свои умения ставить цели, устанавливать зависимость между правильно выбранной целью и достижением успешного результата деятельности. Я учусь оценивать усилия, которые прикладываю для достижения цели.

Критическая ответственность: Мне нравится самому оценивать качество ответственности за свои действия. Я учусь оценивать свои умения выполнять обещания, следовать правилам договоренности и отвечать за себя на основе оценки моей деятельности другими людьми и моей самооценки. Я учусь нести ответственность перед самим собой за достижение поставленных целей.

Обеспечение развития познавательных универсальных действий:

Оценивание познавательного интереса: Мне интересно оценивать свои умения учиться новому, оценивать свои умения выделять в потоке информации « интересное – необходимое, радостное, полезное, вредоносное, опасное».

Я учусь оценивать уровень развития своих представлений по алгоритму:

1. Почему меня заинтересовала эта информация?

2. Что я уже знаю? Что мне необходимо узнать? Что я хочу узнать?

3. Где я могу найти недостающие нужные знания?

4. Как я смогу получить нужную информацию?

5. Как я могу проверить правильность своих действий по поиску ответов на свои вопросы?

6. Где могут пригодиться полученные знания?

Оценивание умения выделять и формулировать познавательные цели:

Цель – проект: «Я учусь оценивать своѐ умение выделять из общей цели частную цель. Я учусь оценивать свою способность принимать цель как ориентир к действию на основе оценки своих возможностей. Я учусь конструктивно оценивать мотивы и делать выбор на основе этой оценки. Я учусь оценивать свою способность формулировать выбранную цель в доступной форме.

Цель – процесс: «Я учусь конструктивно оценивать правильность поставленной цели на этапе практических действий по еѐ достижению.

Я учусь оценивать свою способность к корректировке цели с учѐтом изменения обстоятельств.

Цель – результат: «Я учусь конструктивно оценивать результаты промежуточных целей – задач, конечный результат. Я учусь конструктивно оценивать эффективность каждого этапа работы». На основе оценки принимаю и формулирую новую цель.

Оценивание умения искать и выделять необходимую информацию. Оценивание умения знаково-символически моделировать и преобразовывать объекты. Оценивание умения структурировать знания. Оценивание умения выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объекта:

Оцениваю этапы и конечный результат исследования объекта. Оцениваю правильность устанавливания причинно-следственных связей. Даю оценку правильности логической цепочки рассуждений. Оцениваю процесс доказательства. Даю оценку выдвинутым гипотезам и их обоснованиям. При необходимости оцениваю результаты корректировок.

Оценивание умения ставить и решать проблемы. Оцениваю правильность формулировки проблемы. Оцениваю следование логике действия.

Обеспечение умения конструктивно оценивать развитие коммуникативных универсальных действий:

Конструктивное оценивание коммуникации как умений взаимодействовать с другими людьми: Оцениваю результаты изучения объекта предполагаемого взаимодействия на соответствие цели общения. Оцениваю процесс общения по алгоритму самооценки действия: соответствие результата цели, правильность использования вербальных и невербальных способов коммуникаций. Оцениваю эмоциональную характеристику себя, партнера, процесса общения.

Конструктивное оценивание коммуникации как кооперации: Оцениваю свои способности по согласованию с партнерами общих усилий для достижения цели. Оцениваю свои действия и результат взаимодействия с партнерами по алгоритму «Самооценка объекта, действия». Оцениваю свои возможности сохранять доброжелательные отношения с партнерами по общению при возникновении конфликта интересов.

Конструктивное оценивание коммуникации как условия интериоризации: Оцениваю свою способность отразить в речи предметное содержание и процесс деятельности. Оцениваю свои умения строить понятные для партнѐров высказывания. Оцениваю свои умения сохранять цель взаимодействия. Оцениваю эффективность способов договора с самим собой.

Программа «Я учусь управлять собой» построена таким образом, что «Образ – Я», «Я – концепция» ребѐнка формируются с акцентом на активное включение ученика в процесс осознанного управления собой на основе адекватной конструктивной сооценки педагога-психолога, сверстников и самооценки ребѐнка.

Система усложнений на каждом этапе работы по формированию конструктивной самооценки предполагает использование пошаговых алгоритмов для всех участников образовательного процесса: от контроля и соконтроля к самоконтролю, от регулирования и сорегулирования к саморегулированию, от оценки и сооценки к конструктивной самооценке.

В зависимости от степени сформированности конструктивной самооценки разных видов деятельности могут быть использованы следующие методы и приемы еѐ развития: Беседа – диалог. Монолог. Проективные вербальные, графические методики. Наблюдение на основе обозначенных критериев: «Другие», «Другие – Я», «Я – другие», «Я – я». Комментарии. Сравнительный анализ: «Литературный герой – я». «Кинематографический герой – Я». «Взрослый человек – Я». «Сверстник – Я». «Я – Я (в разном времени, в разных пространствах, ситуациях, действиях; в разных видах деятельности)». Комментирование. Моделирование проблемных ситуаций. Игры – импровизации. Имагогика. Упражнения по релаксации. Аутотренинг.

Свѐрнутая формула: 1. «Я – спокоен». 2. « Я – уверен в себе». 3. «Думаю». 4. «Делаю».5. «Оцениваю» . 6. «Корректирую».

Установки – аффирмации: Я – человек! Молодец! Умница! Действуй! Держись! Всѐ отлично! Получается! Ещѐ поднажми! Отдыхай! Заслужил! Прорвался! Победил!!

Работа в индивидуальных альбомах «Познакомьтесь – это Я» позволяет графически отразить личную динамику становления конструктивной самооценки каждого ребѐнка. Одновременно обеспечивает выполнение ряда функций: диагностики, регуляции, развития, образования систем. В альбом включены авторские разработки и модификации проективных методик других авторов. Содержание альбома структурировано согласно логике программы «Я учусь управлять собой»»: Я – человек, учусь себя познавать, собой управлять. Я для себя самое интересное создание на Земле! Я учусь себя познавать, собой управлять, себя ценить и оценивать. Мои первые дни в школе. Семь грустных – семь счастливых мгновений лета.

Я – умный, учусь управлять умением учиться. Учусь оценивать свою готовность к школе. Как же много я могу – ещѐ больше я хочу! Я – ученик, графический портрет моих достижений. Я учусь управлять вниманием. Я учусь управлять памятью. Я учусь управлять воображением. Графический портрет моих достижений.

Я – ответственный, учусь управлять умением нести ответственность за качество и результаты своих действий. Графический профиль моей ответственности. Я учусь оценивать распределение времени. Я учусь оценивать качество выполнения своих обязательств.

Я – коммуникабельный, учусь управлять собой во взаимодействиях. Графический портрет самооценки коммуникабельности. Я учусь выбирать и оценивать друзей. Выбор и оценка выхода из конфликта.

Я – любознательный, учусь находить вокруг и внутри себя интересное, необыкновенное, удивительное, чудесное. Графический портрет моих интересов. Мои достижения в познании мира и себя.

Я – жизнерадостный, учусь радоваться жизни, оберегать, творить, дарить Радость. Графический профиль Радости. Я – целеустремлѐнный: Я учусь достигать цель. Мои достижения: прошлое, настоящее, будущее.

Я – часть мира, мир – часть меня. Я – удивительная вселенная.

По мере прохождения программы ученики усваивают ряд алгоритмов для конструктивной самооценки определѐнных видов деятельности. Алгоритмы усваиваются намного лучше, если ребята принимают активное участие в их разработке. Так приобретается личностно – значимый, эмоционально окрашенный, рефлексивный опыт универсального действия конструктивной самооценки необходимого объекта для обеспечения саморегуляции взаимодействий с миром и самим собой.

Для развития адекватной конструктивной самооценки как средства обеспечения формирования универсальных учебных действий необходимы совместные усилия всех участников образовательного процесса. Важно, чтобы у всех постоянно осуществлялась внутренняя работа по корректировке личной адекватной конструктивной самооценки. Взрослый с искаженной самооценкой автоматически вносит искажения в формирование самооценки у ребѐнка. Для исправления может быть необходима помощь специалиста. Умение адекватно и конструктивно оценить себя сегодняшнего с собой вчерашним для прогнозирования будущего – необходимое умение на протяжении всей жизни человека. Ребѐнок, который научился оценивать себя адекватно и конструктивно на основе личного опыта отбора для себя универсальных критериев самоценности жизни, доброжелательного взаимодействия с самим собой и миром, позитивной активности при развитии и использовании всего своего потенциала, вырастит в ладу с собой и всем миром.

 Литература

1. Асмолов А.Г и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М. Просвещение, 2011.

2. Казачкова С.П., Умнова М.С. и др. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М. Планета 2012

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб. Питер, 2008 г.

4. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб. Речь, 2010. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.