KZ

Главная страницаСлужить людям
Махатма Ганди - Истинный Лидер. (Размышления о проблеме величия в истории)
 Махатма Ганди - Истинный Лидер. (Размышления о проблеме величия в истории)
18 ноября 2013    Автор / Маркус Н.Н. Преподаватель гуманитарных дисциплин ГК «Самопознание» ГРЧ.

«Возможно,  грядущие поколения не поверят,

что такой человек из плоти и крови жил на Земле».

Альберт Эйнштейн.

 Одним из центральных вопросов в содержании исторического образования является вопрос о роли личности в истории, значимым аспектом которого является проблема величия исторических (политических) лидеров. Рассмотрение данного вопроса в контексте духовно-нравственного образования побуждает  нас – учителей к размышлению о сущности истинного лидерства.

…Много имен в истории, но разная слава стоит за ними. Почему? Кого можно назвать великими людьми в истории, а кого  - истинными лидерами? Величие определяется делами, но почему «дела одних светятся и поныне, согревая светом целые народы, а дела иных продолжают источать зло»? [1]  Поиск ответов на эти и множество других вопросов, осуществляемый учителем совместно с учениками,  помогает расширить кругозор, углубить знания,  понять смысл поступков разного типа личностей в истории (суть «интеллектуального крыла образования»). Но гораздо важнее то, что эти вопросы ориентирует учащихся на осмысление вечных общечеловеческих ценностей, дают возможность учителю выявлять и развивать  эти ценности в себе и ученике, осуществлять свой нравственный выбор на примере положительного опыта, оставленного в истории  истинными лидерами (внутренне, духовно-нравственное образование).

Ярчайшим таким примером для учителей истории  (и для всех учителей!) является пример жизни и общественно-политической деятельности Мохандаса (Махатма) Ганди  - великого лидера индийского народа, Истинного Лидера всего человечества.

«Существует много такого, за что я  готов умереть, но нет ничего такого, за что я был бы готов убить». В этих словах Ганди заключается смысл ключевой идеи, ставшей не только фундаментом жизни самого  Мохандаса, но и ценностной основой Сатьяграхи -  тактики ненасильственной борьбы за независимость Индии в период английского колониального господства. Освободительная борьба осуществлялась  в двух формах: несотрудничество  с колониальной властью и гражданское неповиновение. Слово Сатьяграха в переводе с санскрита означает  «стремление к истине», «упорство в истине». [2]. Махатма Ганди познал себя, открыл для себя Истину, открыл ее для сотен тысяч своих соотечественников, последовавших за своим лидером. И он открывает Истину нам, живущим в 21 столетии,  самой правдой своей жизни, примером бескорыстного служения.

Ганди считал, что обращение к совести  противника эффективнее, чем угрозы и насилие. В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.

«Символом новой сатьяграхи становится чаркха, традиционная индийская прялка.  По призыву Махатмы вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили.  Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии — результат их сотрудничества с колонизаторами! Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти.» [2]

Махатма Ганди был убежден, (и сумел убедить в этом свой народ), что ненасильственное сопротивление должно воодушевляться не только непосредственной целью, но и высокими помыслами, этическими принципами; он рассматривал сатьяграху  как выполнение нравственного долга, связанного с духовным самосовершенствованием. Ганди  неукоснительно следовал своим убеждениям, демонстрируя своим последователям единство идеи и дела.  Его сердце было наполнено Любовью. Он сострадал и жертвовал, был тверд и смел, отказывался от личных интересов, бескорыстно служа своему народу. Эти качества и составляют суть истинного лидерства.

В заключение хочется  привести слова нашего современника, российского педагога,  Елисова Андрея  Владимировича, размышляющего над проблемами нравственного воспитания: «Пробуди нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дай возможность поработать над своим нравственным выбором». [1]

В наших силах способствовать  осознанию нашими детьми того, что от выбора зависит не только их жизнь и судьба, но и жизнь, и  судьбы  других людей!

Использованные источники

1.     Елисов А.В. Нравственное воспитание учащихся на уроках истории. 2011.

2.     Информационные материалы Википедии.


Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.