KZ

Главная страницаСлужить людям
РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОН (1902-1987)
РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОН (1902-1987)
21 декабря 2017    Автор / Журнал “Психология в казахстанской школе. Психология Қазақстан мектебінде ”,

Сегодня К. Роджерс по праву может называться одним из выдающихся психологов XX в. Его имя часто упоминается в ряду таких известных имен, как Ф. Перлз, Ш. Бюлер, К. Хорни. Э. Фромм.

В семье Роджерсов было шестеро детей. Карл Роджерс, родившийся 8 января 1902 г. был четвертым ребенком.

Карл Роджерс рос весьма робким и застенчивым мальчиком. Так как отец часто бывал в разъездах, большое влияние на него оказала именно мать. Любимым занятием Роджерса было чтение. Хотя его родителиглубоко религиозные люди – относились неодобрительно к чтению художественной литературы, как к пустой трате времени, Карл продолжал часами проводить время за книгами. В семь лет он пошел в школу. Его способности к чтению оказались столь впечатляющими, что мальчика сразу отправили учиться во второй класс. Здесь он познакомился со своей будущей женой – Хелен Эллиот. По признанию самого Карла, она была первой девушкой, которую он решился пригласить на свидание. Через пятнадцать лет они поженились.

Детство К. Роджерса – прошло на ферме. Огромное влияние на становление его мировоззрения оказали труды по сельскому хозяйству. Даже в колледж Роджерс поступил для того, чтобы изучать сельское хозяйство. Но через два года его намерения изменились: он решил избрать стезю духовного образования. Это было связано с тем, что жил он в общежитии Молодежной христианской ассоциации, а его старший брат был ее активистом. Карл принял для себя идеи христианства, что явилось важной вехой в становлении его личности.

После посещения Карлом в Китае Международной христианской конференции его взгляды на религиозную веру родителей претерпели существенные изменения. Из-за расхождений во взглядах его отношения с родителями стали напряженными.

В дальнейшем Роджерс продолжил свое образование в теологической семинарии.

После поездки на Восток его взгляды на религию значительно изменились: он стал считать, что цель его жизни – помогать людям, нуждающимся в духовной поддержке, и что эту цель можно достичь и вне церкви. Его все больше стала привлекать психология. Роджерс убедился, что работа психолога – достойное занятие, которым он сможет обеспечить себе благополучное существование и одновременно помочь людям.

Роджерс прошел в Висконсинском университете заочно курс психологии, а затем продолжил образование в Педагогическом колледже Колумбийского университета. По окончании университета Карл стал работать клиническим психологом в Центре помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Там он проработал 12 лет. Роджерс отличался тем, что не примыкал ни к одной из психологических школ. Со временем он выработал свою собственную теорию и метод работы с пациентами.

От традиционного подхода, принятого в официальной психотерапии, он перешел к иному, который впоследствии назвал терапией, центрированной на клиенте. Если другие психотерапевты работали с больными, с пациентами, то Роджерс преднамеренно ввел термин «клиент» в свои психологические работы. Причем это было не просто игрой слов: за изменением терминов лежал глобальный пересмотр всей структуры психотерапии. Так как пациент – это больной человек, нуждающийся в профессиональной помощи врача-психиатра, а клиент, хотя ему необходимо разрешить свои проблемы, рассматривается как человек, нуждающийся в услуге, который мог бы сам избавиться от своих трудностей, но предпочитает обратиться за помощью к психологу.

Задачей психолога Карл считал помощь человеку в разрешении его проблемы с минимальным количеством инструкций со стороны врача. То есть терапия в представлении Роджерса – это «высвобождение уже наличной способности в конкретном индивидууме, а не квалифицированная манипуляция более или менее пассивной личностью». По его мнению, любой человек может осознать те факторы, которые мешают ему жить, и преодолеть их,  перестроив себя и свою жизнь определенным образом.

Карл Роджерс считал самым главным в структуре личности «Я»-концепцию, которая образуется в процессе контакта субъекта с окружающей средой (прежде всего социальной). Таким образом, разработанная им система психотерапии была призвана обеспечить устранение диссонанса между реальным опытом и «Я»-концепцией и способствовать достижению их соответствия друг другу. Он предполагал, что доверительная беседа, эмпатия, и искреннее проявление дружеского отношения к клиенту уменьшают, а впоследствии полностью уничтожают те защитные механизмы, которые отгораживают личность от реальности. Этим достигается формирование у клиента «внутреннего локуса оценки», лежащего в основе осмысления и изменения им самим собственной «Я»-концепции в соответствии с реальным жизненным опытом.

В 1939 г., работая в Рочестере, К. Роджерс написал книгу «Клиническая работа с трудным ребенком», которая была встречена весьма одобрительно, и автору была предложена должность профессора в университете Огайо. Впоследствии он выпустил книгу «Консультирование и психотерапия», в которой более подробно рассмотрел проблемы психотерапии.

В 1945 г. Роджерс основал на базе Чикагского университета собственный консультативный центр. Работая в нем, К. Роджерс имел возможность общаться с большим количеством людей, обращавшимися к нему за помощью по поводу своих проблем, перечень которых огромен и представляет собой всесторонний жизненный опыт. На посту директора центра Роджерс работал до 1957г.

В 1951 г. он опубликовал книгу «Терапия, сфокусированная на пациенте», в которой наиболее полно отразил свои принципы. Его книга встретила массив критики со стороны других терапевтов, углядевших вней угрозу официальным методам психотерапии.

Роджерс считал, что проблема, с которой человек приходит на первую беседу, неизбежно трансформируется, и впоследствии она уже будет другой проблемой, а к десятому посещению психотерапевта она перерастет в целый ряд проблем. А в действительности за многообразием всех личных проблем стоит один глобальный вопрос: «Кто я на самом деле? Как я смогу войти в контакт со своим настоящим «Я»? Как я могу стать самим собой?»

По словам Роджерса, «цель, которую более всего хочет достичь человек, состоит в том, чтобы стать самим собой». Он считал, что его задача состоит в построении с клиентом таких отношений, в которых он будет чувствовать себя спокойно и безопасно. Постепенно выясняется, что человек использует свою свободу для того, чтобы стать самим собой. Он отбрасывает маски и роли, с которыми жил всю жизнь, ломает привычные стереотипы, стремится найти что-то более важное, такое, что правдиво характеризовало бы его сущность. Он узнает, насколько нереальными оказываются его поведение и переживаемые им чувства, что все это идет не от истинных реакций его организма, а представляет собой стену, за которой он прятался.

Наиболее известная книга Роджерса – «Становление личности». Несмотря на негативное отношение коллег, книга привлекла широкий общественный интерес.  Здесь его идеи приобретают окончательную оформленность.

С 1963 г. его деятельность была связана с Центром изучения личности. Умер Карл Роджерс в 1987 г. За год до своей смерти он посетил Москву, где его лекции по психологии пользовались огромным успехом у аудитории. Всего Карл Роджерс написал 16 книг и более 200 статей. Его работы переведены на 60 иностранных языков и по сей день, оставаясь актуальными, продолжают волновать научную общественность.

Журнал “Психология в казахстанской школе.

Психология Қазақстан мектебінде ”,

 №1(43), 2014

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.