KZ

Главная страницаСлужить людям
Основные ориентиры духовно-нравственных позиций казахских просветителей Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева
Основные ориентиры духовно-нравственных позиций казахских просветителей Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева
22 июня 2018    Автор / Урунбасарова Э.А. д.п.н., профессор кафедры Казахский и иностранные языки Каза/хского университета экономики, финансов и международной торговли, город Астана.

Творчество любого великого мыслителя в обязательном порядке включает в себя и духовно-нравственные вопросы, актуальные не только для своего времени. Более того, в творчестве, в общественной деятельности находят яркое отражение моральные качества, нравственные позиции, нравственное кредо великой личности, сохраняющие непреходящую, общечеловеческую значимость, так как основаны они на лучших традициях своего народа, на передовых этических учениях мыслителей древности и их современников.

Этическая мысль в Казахстане во второй половине XIX века в определенной мере развивалась под влиянием   общественно-политического процесса присоединения Казахстана к России, способствовавшего стремлению передовых людей казахской степи переосмыслить существующие нормы нравственности с позиций  гуманистического, демократического подхода к этическим вопросам. Критика была направлена против несправедливости, против попрания норм общечеловеческой морали имущими слоями общества.

Средствами достижения нравственного идеала казахские просветители считали труд и просвещение народа.

1.Труд рассматривают как жизненную потребность человека, как основу его нравственности. Люди труда - святые люди – "Адамның әулиесі".

2.Наука - универсальное средство для разрешения всех нравственных проблем. Лишь знанием движется век. Идея просвещения своего народа через сближение с общечеловеческой культурой.

3.Благоразумная умеренность во всем: "Қанағат ету" Познай во всем меру.

4.Совестливость, совесть, стыд - нравственный регулятор поступков и поведения, моральная ответственность перед людьми.

5. Постоянная самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самовоспитание.

6.Идея дружбы между народами как естественная потребность всех людей: почтительное отношение к культуре, языку, национальному достоинству других народов, идеи мира, взаимопонимание  и согласие  между всеми народами, живущими на земле.

Живущие всюду народы

Для  радости рождены

Всех ласково греет солнце,

Всем светят лучи луны.

Особо рожденных не было

И нет на этой земле.

Мы друг перед другом с детства

Во всем должны быть равны.

"Человек, познавший культуру и язык другого народа, становится вместе с ним равноправным и не будет жить праздно".

"Говоря серьезно, киргизский народ принадлежит к числу наиболее миролюбивых и, следовательно, к числу наименее диких инородцев русского правительства".

Это направление в духовной и, в особенности, нравственной жизни казахского народа находит отражение в творчестве выдающихся казахских просветителей Чокана Валиханова, ИбраяАлтынсарина, Абая Кунанбаева.

Этическое кредо   просветителей-демократов - борьба со злом, социальной несправедливостью и нравственной испорченностью – сыграло большую роль в формировании и развитии теории духовно-нравственного воспитанияв Казахстане.

Так, духовно-нравственные идеалы Чокана Валиханова - это борьба против общественного и нравственного злавказахском обществе, в частности:

-Oсуждение лживой и "дикой" морали местной знати и царских чиновников, утилитарного использования ими для достижения своих эгоистических целей нравственных понятий "совесть", "справедли­вость", "долг" и др.

-Борьба против ханжеской религиозной морали, превращающей человека в раба божьего, призванного неизбежно страдать и терпеть.

-Представление о возможности предоставления царской Россией равноправия ее "инородческим сыновьям" при условии управления степью справедливым султаном, истинно образованным человеком, полезным и нужным своему народу.

-Разработка "общезначимых" проблем перспектив общественного и нравственного развития казахского народа.

-Уверенность в признании истинно образованных молодых людей, проникнутых патриотизмом, "При уме, силе воли, честности, благородстве и теплой душе", могущих сделать' добра сотням, тысячам народа.

-Идея "эмпирического эгоизма", включающая в себя "действенные и страдательные качества индивидуумов, посвятивших себя пользе близких".

А педагогическая этика Ибрая Алтынсарина – это:

-Размышления о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и отношений - основополагающая суть этики Ибрая Алтынсарина, являющейся прежде всего педагогической, так как пронизана мыслями о воспитании высоконравственной личности.

-На свою учительскую деятельность смотрел как на великое нравственное служение своему народу: "Я не отступлюсь от своих коренных убеждений и стремлений быть полезным своим родичам, насколько хватит сил. Дай только бог сил устоять против человеческих интриг и не умереть с тоски от незаслуженных напастей".

-Педагогическая этика И.Алтынсарина - это этика народа, так как устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа, - важный источник его этических воззрений, изложенных в виде наставлений и советов.

-В понятие счастья И.Алтынсарин, наряду со многими компонентами, включает три основных: трудолюбие, умеренность, потребность творить добро.

-Среда - источник нравственности, понимал ее не как совокупность общественных отношений, а как господствующее гражданское  законодательство и воспитание.

-Нравственный долг казахской интеллигенции - забота о нуждах  народа, забота об общественных благах, об умножении богатства и укреплении могущества своей родины, содействие ее экономическому и культурному развитию - вот те основные задачи гражданина - патриота, выполнение которых составляет нравственный смысл жизни.

-Нравственные  основы семейного и школьного воспитания.

-Сочетание  горячей любви к своей родине с глубокой ненавистью ко всему реакционному, что задерживало духовное развитие казахского народа, чем являлись, наряду с экономической отсталостью, муллы и проповедуемый ими ислам.

-Патриотизм и гуманизм - важные черты высоконравственного человека.

Что же касается нравственных заповедей Абая,то они, как и взгляды Чокана Валиханова и ИбраяАлтынсарина, явились отражением нравственной жизни казахов второй половины XIX века, а любовь к простому труженику оп­ределила гражданское и нравственное кредо просветителя, положенное в основу разработанных им прогрессивных нравственно-этических идей:

-Формирование нравственных принципов и нравственных норм поведения в процессе самой жизни в противовес религиозному учению о "божественной предопределенности морали".

-Без просвещения нет ни веры, ни блага. Без знаний ни намаз, ни посты, ни паломничество не достигнут цели.

-Несмотря на разное социальное положение - богатство одних и бедность других, - люди от природы равны: в этом мире рождение и рост, сытость и голод, горе и смерть, строение тела и место, откуда взялся человек и куда он должен отправиться - все это одинаково.

-Но, несмотря на прирожденное равенство, люди в нравственном отношении друг с другом не равны: одни безнравственны, другие _ добродетельны, умны, скромны.

-Среда, эпоха, гражданское законодательство и образ жизни людей - источник общих предпосылок нравственности.

Абай осознает прямую зависимость нравственного формирования личности от социальной среды.

-"Человека формирует эпоха. И если кто стал безнравственным, то в этом виноваты и его современники".

-Счастье как критерий морали. Стремление человека к счастью ­важнейший фактор, определяющий смысл жизни, который - в знании, труде, благих деяниях на пользу народу.

Суть педагогической этики казахских просветителей в том, что исключительное значение в моральной личности придавалось ими воспитанию:

-Высший этический идеал Абая Кунанбаева выражен в нравственной формуле "Адам бол!" - "Будь человеком", "Адам дегенданқым бар!" - "Я горд тем, что я человек!"

Этический смысл Абаевской формулы "Адам бол!" - в высокой оценке роли и назначения человека в жизни, сочетающего в себе разум и гуманность, трудолюбие и образованность, дружбу и любовь.

Таким образом, казахские просветители Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев и сегодня по-прежнему продолжают нравственно воспитывать не только объективным содержанием своего гуманного творчества, но и своей личностной нравственной позицией.

Можно с полным правом утверждать, что провозглашенные в 60-х годах XIX столетия Ч.Валихановым, И.Алтынсариным, А.Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие, с одной стороны, подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, с другой - возвышаю­щие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, правдивость, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения ими каждым, особенно учителями иобучающейся молодежью.

Использованная литература:

1.Алтынсарин И. Собр. соч. в трех томах. Т.l - Алма-Ата: Наука, 1975. - 359 с.

2. Кунанбаев А. Избранное. - Алма-Ата: Казгосиздат, 1988. - 340 с.

3. Валиханов Ч.  Избранные произведения. - М.: Наука, 1984. -414 с. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.