KZ

Главная страницаСлужить людям
Тулеген Тажибаев
Тулеген Тажибаев
09 августа 2018   

Воспитание детей в аулах и в школах Казахстана

(отрывки)

Основы народной педагогики

...На рубеже XV-XVI вв. казахские роды и племена населяли значительную территорию современного Казахстана. Несколько позже, в основном вследствие обособленности кочевий, образовались, как уже отмечалось ранее, феодально-племенные объединения — жузы: Старший, Средний, Младший. Подавляющее большинство населения кочевало, ведя скотоводческое хозяйство. Благодаря общности социально-экономического уклада, единства языка и сложившихся культурно-бытовых связей уже в XV в. слово «казах» стало общеупотребительным названием единой народности. В казахском обществе феодально-родовая знать (потомки ханов, султаны, родоправители), а также мусульманское духовенство пользовались огромными привилегиями и занимали господствующее положение во всех областях общественной жизни...

Ислам в предыдущие столетия проникал к казахам, как уже отмечалось ранее, с юга, главным образом от узбеков. В рассматриваемый период началось продвижение мусульманства в казахские степи с севера — от татар и башкир. Близко наблюдавший жизнь казахов узбекский автор Рузбехан пишет: «...Сами казахи считают себя верующими, читают Коран, отправляют богослужение, отдают своих детей в школу, но в то же время характерны многочисленные отступления от ислама». В глубинных частях Казахстана мечети и мусульманские школы являлись большой редкостью. Во всем казахском народе грамотные были наперечет. Редкостью была и книга. Первые книги, напечатанные типографским шрифтом на казахском языке, появились в 1809 г. В это же время были изданы казахские поэмы «Кыз-Жибек», «Айман-Шолпан», «Козы-Корпеш» и др. Несколько позже издавались словари и учебные пособия — самоучители.

Важную роль в культурной жизни казахов играли фольклор, музыка, прикладное искусство и народные воспитательные традиции.

В воспитании молодого поколения большое значение имел фольклор: героический и лирический эпос, сказки разных жанров и др. В устных пересказах были известны некоторые произведения выдающихся поэтов Средней Азии (Навои, Саади, Фирдоуси и др.). Так проникли в казахскую степь циклы художественных поэм: «Лейли и Меджнун», «Шахнамэ» и др. Образцы фольклора передавались от поколения к поколению, обогащались и укреплялись в психологии людей. Молодежь не только слушала, но и распевала вместе со взрослыми песни, посвященные скотоводческому труду, рождению ребенка, свадьбе, похоронам, поминкам и другим знаменательным датам и событиям. В них выражались лучшие мечты и чаяния народа. В прошлом песни в жизни казахов играли исключительную роль в их борьбе за свободу и независимость. Радость, веселье, горе и несчастье, невзгоды, рождение и смерть, борьба и все свойственные человеку переживания первым делом высказывались казахами в народных песнях. Пели не отдельные певцы (акыны), пел весь народ. Кульминационными моментами в передаче и развитии фольклора были айтысы — песенные состязания. До середины XIX в. айтысы были массовыми во всех областях Казахстана: в поэтический поединок двух импровизировавших акынов активно втягивались, делясь на две партии, присутствовавшие. В поговорках и пословицах, отражающих многовековой опыт, думы и чаяния народа, сконцентрировано многое из народной педагогики казахов. В них проповедуется труд как основной источник жизни и благоденствия, содержится требование овладевать знаниями, отражены любовь к Родине и народу, мужество, честность и правдивость, гуманизм, дружба и другие морально-этические принципы.

Издавна бытующие в народе поговорки и пословицы гласят:

Кто трудится — тот сыт. Ключ счастья — в труде. Нет грязной работы.

На Родине и земля прекрасна, и народ любим. Чем быть султаном в чужой стране, будь подошвой в своей стране.

Сила — в знании.

Наука — родник, знание — лампада.

Без учебы нет знания, без знания нет жизни... Живя в кругу скотоводов, подрастающее поколение готовилось к животноводческому труду не только психологически, но и через практическое участие в нем с малого возраста, приобретало соответствующие знания, умения и навыки. Трудовому воспитанию детей народ придавал первостепенное значение.

Многие дореволюционные авторы указывали на такие качества казахов, как физическая выносливость, развитость внешних органов чувств, зрительных, слуховых и обонятельных ощущений и восприятий; хорошая память, рассудительность и острота ума, восприимчивость, любознательность, честность и правдивость, уважение к старшим, гостеприимство и т. д.

В условиях кочевого скотоводства, сопряженного со многими невзгодами и трудностями, казахи уделяли большое внимание физическому воспитанию. Конные и пешие спортивные игры носили военно-прикладной характер и развивали силу, выносливость, подвижность, четкость движений, способствовали воспитанию смелости, ловкости. Все это было необходимо джигиту, смелому воину. К конноспортивным играм относились байга (скачки), сайс (сбивание с лошади), аударыспак (единоборство всадников, чтобы стащить друг друга с лошади), тизгинге таласу (борьба за поводья), кыз куу (погоня за девушкой), буркит салу (охота с беркутом), таз жугирту (охота с гончей), тенге алу (доставание денег с земли на полном скаку) и др. Пешие спортивные игры — это борьба, состязание в беге, перетягивание каната, стрельба в цель, ак суек (игра в лунную ночь, когда забрасывается белая коленная кость и нашедший, преодолевая сопротивление других, доставляет ее к цели), бег в мешке, поимка и опознание участников игры при завязанных глазах и мн. др.

Кочевой образ жизни требовал умения и навыков верховой езды. К ней приучали детей сызмала: маленького ребенка возили верхом по аулам и пастбищам, приучали самостоятельно сидеть в седле, а когда ему исполнялось три года, сажали на лошадь, совершая специальные обряды. В пять лет он должен был уметь самостоятельно, без помощи

взрослых, взбираться на седло лошади, в семь-восемь лет его допускали к участию в скачках, в 14-15 лет он был уже зрелый наездник. Девушки на коне не уступали юношам. Они участвовали в состязаниях — и в спортивных, и в песенных.

В спорте развивалось тело, закалялась воля, воспитывались честность в игре, взаимная выручка. Такие распространенные в народе игры, как тогуз кумалак (настольная игра), дойбы (шашки) и др., развивали мышление, сообразительность и находчивость.

Дети бедных пастухов, пасших с семьями стада кочевых феодалов, могли уделять играм и спорту меньше времени, чем дети «белой кости». Зато бедняки больше участвовали в многообразном труде, нужном при кочевом животноводстве.

Спортивные игры и труд в животноводческом хозяйстве много значили для формирования интеллекта: развития анализаторов, внимания и памяти, четкого восприятия, быстрой ориентировки в пространстве, находчивости.

Тулеген Тажибаев (1910-1964)

Психолог и педагог, первый в республике доктор, педагогических наук, профессор, академик АН Казахстана. Родился в ауле Суткент Арысского района Южно-Казахстанской области. Окончил Чимкентски“ педагогический техникум (1928) и Академию коммунистического воспитания им. И. К. Крупской (1935). В 1939 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «К.Д.Ушинский — основоположник педагогической психологии в России», а в 1962 г. — докторскую.

В 1938-1940 гг. Т. Т. Тажибаев заведовал кафедрой педагогики и психологии Казахского педагогического института им. Абая, затем работал первым заместителем наркома просвещения Казахской ССР (1940-1942). В 1944-1957 гг. — министр иностранных дел Казахской ССР, ректор Казахского государственного университета им. С. М. Кирова, заместитель Председателя Совета Министров Казахской ССР. С 1957 по 1961 г. советник посла СССР в Индии. В 1961-1964 гг. — заведующий кафедрой педагогики и психологии КазГУим. С.М. Кирова. Т. Т. Тажибаев был президентом республиканского Педагогического общества, председателем Научно-методического совета по педагогике и психологии Министерства высшего и среднего специального образования Казахской ССР.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.