KZ

Главная страницаСлужить людям
Великая дидактика (Фрагмент)
Великая дидактика (Фрагмент)
10 октября 2018    Автор / Коменский Я. А.

Коменский Я. А. 

Ян Амос Коменский (1592–1670) – выдающийся педагог-демократ, основоположник педагогики нового времени, общественный деятель. Родился в Южной Моравии (Чешская Республика) в семье члена Общины чешских (богемских) братьев. Получил традиционное для того времени образование: окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах Германии. Занимался педагогической деятельностью в странах Европы: Чехии, Польше, Венгрии. Стал знаменит еще при жизни благодаря своим учебникам, по которым занимались во многих странах мира, включая Россию. Создал иллюстрированный учебник латинского языка – своего рода энциклопедию окружающего мира.

Воспитание, по Коменскому, – важнейшая предпосылка установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в одной из частей которой – «Пампедии»  («Всеобщее воспитание») – он развивает мысль о том, что школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему, или верный способ создавать такие школы, в которых бы юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.

Формирование человека легче всего происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить... Все всего легче образуется в нежном возрасте.

Сходство человека с растением. ...Плодоносное дерево, хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как дикое растение принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым.

Природа всех существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок. Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно; но если оно выросло, сделать это невозможно...

Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр., должен заниматься этим с юных лет, когда воображение еще живое, а пальцы гибки, в противном случае он никогда не овладеет своим предметом. Точно так же и корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте. Кому нужно сделать большие успехи в изучении мудрости, тому нужно раскрыть чувства ко всему в первые годы жизни, пока он может загореться воодушевлением, пока ум быстр, а память крепка... Даже разбитый сосуд сохраняет запах, которым он пропитался при первом употреблении. Дерево как распростерло свои ветви в нежном возрасте вверх, вниз, в стороны, так и сохраняет их в течение сотен лет, пока его не срубят. Поэтому чрезвычайно разумно, чтобы праведные мысли внушались в юном возрасте согласно с требованиями истинной мудрости.

Метод нравственного воспитания. Все предшествующее не так существенно по сравнению с главным – нравственностью и благочестием. Следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали «мастерскими людей».

Основные, или, как их еще называют, «кардинальные», добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость...

Так как жизнь придется проводить в общении с людьми, то нужно научить детей нормам поведения в обществе... Аристотель так воспитал Александра Македонского, что на 12-м году своей жизни он умел умно обходиться со всякого рода людьми: царями и послами царей и народов, с учеными и неучеными, с горожанами, поселянами и ремесленниками, и по всякому затронутому делу мог предложить разумный вопрос или разумно отвечать. Для того чтобы при нашем универсальном воспитании все научились удачно подражать этому, надо составить правила обхождения и строго следить за тем, чтобы ученики скромно обращались и ежедневно беседовали о различных предметах с учителями, товарищами, родителями,  и пр. людьми...

Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому. Поэтому нужно старательно внушать юношеству назначение нашей  жизни, а именно: что мы рождаемся не только для самих себя, но и для ближнего, т. е. для всего человеческого рода. Исходя из этого убеждения, пусть каждый уже с детства привыкает оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей...

Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, учителей, сотоварищей. Ведь дети, что бы они ни видели – хорошее или дурное, стремятся этому подражать даже без всякого внешнего побуждения. Поэтому прежде всего сами родители должны строго соблюдать домашнюю дисциплину, а учителями пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью – вот наиболее действенное замечательное средство побудить учеников к самой честной жизни.

Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание. Например, почему и как нужно избегать зависти. Каким образом защищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умерять радость? Каким образом сдерживать гнев, изгонять недостойные мысли, обиды и т. п.?...

Так как едва ли удастся быть настолько зорким, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам необходима дисциплина. При совершении проступка всегда нужно тотчас же подавить зреющий порок при первом же его проявлении или лучше, если это возможно, вырвать его с корнем. Итак, дисциплина должна царить в школах не столько ради преподавания наук, сколько ради нравов...

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.